или Зарегистрироваться
Земляки
822
0
13 июля 2010

Учи латынь – и с русским проблем не будет

Студенты слагают о нем легенды, его любят и ненавидят, но предмет его учат исправно

Биографическая справка
Виталий Алексеевич Сычинский родился 11 июля 1940 г. в д. Яроповичи (Украина). В Киеве окончил геодезический техникум. Затем поступил в Ленинградский госуниверситет. Работал в Институте археологии АН Украины, Киевском госуниверситете, с 1981 г. – в КГУ, РГУ им. Канта на факультете филологии и журналистики. Доцент. Владеет латинским, древнегреческим и немецким языками.

Преподавателю факультета филологии и журналистики РГУ им. Канта Виталию Алексеевичу Сычинскому исполняется 70 лет. Если в Интернете набрать его фамилию, выйдет несколько ссылок. Среди них сайт с надписями, оставленными студентами на партах в разных вузах. Одна из них гласит: «Если ты не сдал латинский, в этом виноват Сычинский!» А в социальной сети «В контакте» есть тема, посвященная калининградскому преподавателю латыни и древнегреческого. А там – от великой любви до ненависти за испорченную жизнь. Все это свидетельствует лишь о том, что Сычинский – яркая и легендарная личность. За 29 лет работы в КГУ, а затем в РГУ им. Канта он познакомил с латынью тысячи студентов. И те, кто у него занимался, помнят его всю жизнь. Свой юбилей Виталий Алексеевич отметит 11 июля. Сегодня он единственный в регионе специалист по классической филологии – латынь, древнегреческий языки. В канун дня рождения мы встретились с преподавателем и поговорили за жизнь…

О мертвом языке

– Виталий Алексеевич, нужно ли вообще в 21-м веке изучать латынь?
– Это язык античности. И вся европейская цивилизация выросла из нее. Стоит ли превращаться в «Иванов, родства не помнящих»? Латынь сегодня входит в состав тех фундаментальных дисциплин, хотя бы знакомство с которыми обязательно для каждого культурного человека. Это не мои слова, это сказал патриарх Кирилл во время визита в Калининград. Более того, я убежден, что сегодня латынь нужно обязательно преподавать в школах.
– Зачем?
– Тогда наши соотечественники будут лучше знать русский язык! Понимать его грамматику. Сегодня в ней много такого, что надо принять на веру, запоминать, не понимая, почему должно быть именно так. Если школьник спросит учителя: «Почему в этом случае надо писать «пре-», а не «при-»?», думаю, большинство педагогов ответят: «Таковы правила!» А если обратиться к латыни, этому можно найти объяснение. Ведь и латынь, и древнегреческий, все германские, а также все славянские языки – родственники, входят в одну индоевропейскую языковую семью.
– У вас как знатока языка была и есть возможность работать с оригинальными средневековыми текстами?
– Да. Переводил книги по истории Восточной Пруссии – «Хроники Яна Длугаша», «Хроники земли Прусской» Петра из Дуйсбурга и другие. Эти работы выполнял по просьбе нашего историко-художественного музея. В свое время я работал с надписями на эпитафиях в Кафедральном соборе, они сделаны на латинском и немецком языках. А сейчас с коллегой переводим с древнегреческого Максима Исповедника (6-7-й вв.). У этого отца церкви есть еще тексты, не переведенные на русский язык.
– Вы строгий преподаватель, мои однокурсники, которые учились у вас, латынь штудировали днем и ночью…
– Есть студенты, которые пришли в вуз сза знаниями, а есть те, кому просто нужны дипломы. А это, как говорят в Одессе, – две большие разницы. Я понимаю и тех, и других. Поэтому перед началом учебного года честно предупреждаю, что положительные оценки гарантируются в том случае, если студентами будут двигать две эмоции. Первая – это любовь. Всегда будет хорошая оценка, если вы любите предмет, а в идеале вам еще понравился преподаватель. А бывает, преподавателя терпеть не могут, зато предмет обожают. Тоже будет хороший результат. Знаю я случаи и наоборот, – смеется Виталий Алексеевич, – когда предмет не идет, зато мой метод преподавания нравится. Ведь в результате все равно приходится хорошо учить латынь. Если же у студента нет ничего из перечисленного, остается вторая, но тоже сильная эмоция – страх перед двойкой. Так что выбирайте сами!
– Говорят, что вы разрешаете приходить на экзамен с учебниками…
– И с учебниками, и с записями. Ведь если ты не учил, это все равно не поможет.
– У вас есть несколько выражений, которые передаются студентами из уст в уста. Например, объясняя предмет, вы порой говорите: «Это может понять даже пьяный ежик, но вы же не ежики?» На Дне истфака однажды был плакат, посвященный вам: «Учу ежиков латыни!»
– Это правда. Такие фразы, хоть и немного грубоватые, я обычно произношу на первой либо последней паре, когда студенты не проснулись или, наоборот, устали, теряют внимание. Такие реплики позволяют их взбодрить, вернуть к предмету. Я сам учился в Ленинградском государственном университете. И помню, как мой учитель латыни и древнегреческого Аристид Иванович Доватур, чтобы вернуть нас к уроку, рассказывал случаи из жизни или анекдоты…
– Какое имя у вашего учителя…
– Это было начало 70-х, в группе нас было всего семеро. И куратором к нам назначили Аристида Ивановича. Он был замечательный человек, ученый с мировым именем. Родился в семье царского офицера. И в 1937 г. ему это припомнили, на 10 лет упекли в лагеря. Не помогло и то, что позже его дядя – генерал Доватор – стал знаменитым защитником Москвы в годы Великой Отечественной войны. Уже в лагере Аристид Иванович встретился с Солженицыным и учил его латыни – писал ему слова на земле. После освобождения Аристиду Ивановичу запретили жить в столичных городах. Он перебивался кое-как, но помогали друзья. Один из них под своим именем издал книгу, которую с французского перевел Аристид Иванович, и отдал ему весь гонорар. Несмотря на судьбу, наш куратор никогда не унывал. А устроившись в питерский университет, всегда помогал студентам. Приглашал нас в гости и подкармливал. Или давал нам книгу и говорил: «Обратите внимание на 17-ю страницу!» Приходишь домой, открываешь, а там… червонец! Огромные деньги! Раз в месяц Аристид Иванович приносил пузатый портфель с книгами из своей библиотеки или что достал по случаю. И раздавал их всем, так как нам они были недоступны.

Про нынешних студентов

– Сегодня студенты отличаются от тех, кого вы учили 10-20 лет назад?
– Они не похожи даже на тех, что были 5 лет назад. Меньше читают, более прагматичны. Особенно волнует современный язык молодежи. Прошу назвать мне синоним слова «восхитительно». Они: «Круто», «Прикольно!» Сегодня эти слова используют для совершенно разных эмоций, заменяют ими массу понятий. Это обедняет наш язык. Но страшно даже не это. В психологии есть понятие корреляции мышления. Это означает, что механизмы мышления и языка взаимосвязаны, дополняют друг друга и чем богаче ваш язык, тем обширней ваше сознание. И наоборот. Если обедняется одна из сторон, то же происходит и с другой. Словом, молодежи есть над чем подумать.

Ольга Саяпина,  osa@strana.kaliningrad.ru, фото А. Матвеева
 

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4428
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

45