или Зарегистрироваться
Земляки
1388
0
23 января 2007

На Луне зеленых человечков нет!

Вячеслав Довгань точно знает, что американцы были на Луне и там нет  инопланетян.

А все потому, что он - водитель первого телеуправляемого лунохода, который провел на спутнике Земли почти 11 месяцев. Мы встретились с заслуженным испытателем космической техники в Музее Мирового океана. На прошлой неделе он отдыхал в светлогорском санатории, а заодно решил встретиться с калининградцами, которые интересуются космосом, - после 20 лет секретности (а работа проходила под этим грифом) так приятно вспомнить былое.

А затмения-то и не заметили

В детстве Слава Довгань, как и многие мальчишки, мечтал быть космонавтом. Оно и понятно - в те далекие годы Юрий Гагарин был популярнее всех  звезд кино и эстрады.  Вячеслав Георгиевич окончил Военную инженерную академию имени Ф. Э. Дзержинского и служил в Ракетных войсках стратегического назначения. Он по-прежнему мечтал о космосе и, конечно, слышал о лунной программе.  В СССР она началась в конце 1950-х, когда была запущена первая космическая станция «Луна-1». Она стала первым искусственным спутником Солнца. Стали готовиться к запуску лунохода - передвижной лаборатории для исследования лунной поверхности. Тогда нашему герою и сделали необычное предложение.
Первый в мире телеуправляемый луноход высадился на Луне в ноябре 1970 года. Его размеры напоминали машину «Жигули». Вес -  756 кг. Средняя скорость - 1-2 км/ч. Проработал луноход 11 месяцев, за это время прошел 10,5 км, обследовав площадь в 80 000 кв.м. Вячеслав Георгиевич вспоминает: «Информация о программе отправки на Луну передвижной лаборатории была строго засекречена, поэтому никто из проходивших специальный  отбор не знал, для каких целей нас готовят. Мы думали, что нас отбирают для полета в космос. После испытаний из 45 человек осталось 17. Нас представили главному конструктору Георгию Бабакину и объяснили, что мы будем управлять луноходом с Земли - из измерительного пункта, находящегося под Симферополем».
Но сначала предстояла учеба: изучали техническую документацию, разбирали различные схемы, искали в библиотеках и магазинах литературу о Луне, встречались с селенологами, бывали в цехах, где собирались луноходы.
После теоретической подготовки команду направили под Симферополь на лунодром - «кусочек» Луны с кратерами, расщелинами, созданный по представлениям астрономов, биохимиков, физиков и геологов.
«Работа предстояла сложная - управление на расстоянии в 400 000 км требовало умения предугадывать события. Дело в том, что сигнал от Земли до Луны и обратно идет более трех секунд. Поэтому об исполнении команды и новой обстановке на Луне мы узнавали с задержкой. Можно сказать, вели луноход вслепую - по телевизионному изображению нужно было не только понять, где находится кратер, где камень, где расщелина, но и определить их размеры, предположить, какое препятствие впереди», - говорит Довгань.
Передвигался аппарат только во время лунного дня, а это - две недели на земле. Работали без перерыва, через каждые два часа команда менялась - сильно уставали глаза, замедлялась реакция. Для удобства жили рядом, в общежитии, и лишь в лунную ночь вырывались домой. Родные долгое время даже не подозревали, чем занимается  Вячеслав Георгиевич.
«С женой из-за секретов конфликтов не было - она понимала, что не все могу рассказать. А узнали все близкие после сюжета по телевидению о тренировках на лунодроме», - вспоминает заслуженный испытатель. 
Еще одна сложность заключалась в температуре на Луне: ночью она опускается до минус 170, а  днем поднимается выше 130 градусов. При таких перепадах с аппаратом надо работать осторожно. Однажды луноход чуть не «умер». Вот как это было: «Нас не предупредили о лунном затмении. Начали сеанс связи - и вдруг ток заряда от солнечной панели резко упал. Все растерялись. Кто-то догадался отодвинуть оконную штору - а Луны нет. 3,5 часа луноход стоял с развернутыми антеннами и вполне мог замерзнуть. Но наша советская техника все выдержала!»
А как-то раз Довгань «наехал» на камень и... разрезал его пополам. На самом деле это был кусок почвы, который пролежал 3,5 миллиона лет. Самое красивое впечатление - восход Солнца на Луне. Уходя в ночь, луноход всегда разворачивался так, чтобы солнечная панель была направлена на лучи восходящего Солнца для зарядки аккумуляторных батарей. Но включать камеру в этот момент было опасно. Однажды буквально на несколько долей секунды экипаж все-таки включил камеры и увидел на мониторе, как первый солнечный луч осветил поверхность Луны.

Не почва, а песок

Конечно, мы пытали Вячеслава Георгиевича и об инопланетянах, и об американцах на Луне. Отвечал он с улыбкой - это самые распространенные вопросы: «Почва там похожа на песок, а химический состав совсем как у Земли. Инопланетян не видели, я всегда говорю - мы же трезвые на работу приходили, так что никаких зеленых человечков! Тему по поводу американцев обсуждать не люблю, уж слишком много «жареных» фактов вокруг этого, но скажу - сомнений нет, они там были. А придирки к фильму об этом событии пустые - многое в павильоне снималось, отсюда и неточности».
- А чем больше нравится управлять: луноходом или машиной? - спросили мы у Довганя.
- Я за рулем машины ни разу не был - денег на нее так и не накопил! Но это мелочи - ведь, можно сказать, я на Луне побывал, так что сбылась детская мечта!


Оксана Сазонова, фото Александра Матвеева и из архива Вячеслава Довганя.
Благодарим за помощь в подготовке материала Музей Мирового океана

поделиться
теги
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3