Правила «внедорожного» движения
В сущности, off road - это и хобби, и вид спорта. То есть можно просто собраться компанией и двинуть куда-нибудь неезжеными тропами, а можно и устроить соревнования. Они бывают нескольких видов: трофи-рейд, триал и просто гонки по пересеченной местности по определенному маршруту. Трофи-рейд выглядит так: участники не щадя живота (своего и машин) колесят по бурелому в поисках «контрольных точек». Кто отыщет больше за отведенное время - тот и победил. В триале же они проходят маршрут, на котором расставлены узкие (чуть шире машины) ворота. Их все надо пройти не задев. Рулить несколько часов без отдыха - еще туда-сюда. Но попробуйте вылезать из машины через каждые пять отвоеванных у природы метров и вытаскивать тяжелый автомобиль из болота! Представьте, что воды кругом - примерно по пояс. Сверху тоже не суше - дождик какой-нибудь. Сумерки. А ты с техникой воюешь. А если не сумерки и не осадки, то жара. Всякие комары-слепни-оводы покоя не дают…
Так и ездят, со скоростью иногда 400 метров за несколько часов. Активных приверженцев off road в Калининграде около полутора сотен. Причем это только владельцев машин. А ведь есть еще и штурманы, и просто пассажиры.
Зато как приятно после всего пережитого переодеться в сухое и сесть у костра, в компании таких же «внедорожных волков»! В сущности, ради этого многие и предаются этой автозабаве. Еще и жен с детьми прихватывают. Те, правда, пока главы семейств покоряют природу (или наоборот), коротают время в лагере.
Паломничество к болоту
- В Калининграде все начиналось в 2001 году с участия в соревнованиях на Ладоге, - рассказывает один из отцов-основателей местного «внедорожного движения» Илья Семенов. - Мы выступали на «Ниссане-Патрол». Это был первый здешний автомобиль, переделанный для off road. Вернувшись, стали внедрять off road здесь. С тех пор и катаемся. Называется движение «Дикий Запад». Это еще с Ладоги повелось. Сначала было просто «Запад», потом как-то сам прижился эпитет «Дикий». Теперь к нам часто приезжают коллеги из Литвы. У них off road популярнее и уровень оснащения выше. Зато у нас главное преимущество - то, что в России нет дорог, а только направления. Выбирай любое!
-Есть место, куда мы наведываемся чаще, - рассказывает второй отец-основатель Алексей Фонарев. - Это болото в районе Озерков. Там со времен Великой Отечественной лежит самолет Ил-2. Да и вообще интересного много.
УАЗ - амфибия
О том, что нужно сделать с машиной для того, чтобы полноценно ударить «автопроползом» по бездорожью, можно судить по УАЗ-469 самого молодого члена «Дикого Запада» Александра Линькова.
УАЗ вместо бамперов спереди и сзади защищают трубы круглого сечения. Эта замена неизбежна: «родной» уазовский бампер слабоват и гнется после первой же встречи с веткой. Рисунок резины, естественно, уже не «шоссейный», а «грязевой». Диаметр же - 33 дюйма против «родных» уазовских 29-30. Причем даже такой высоты колес иной раз бывает маловато. Соответственно, вырезаны арки. Иначе пришлось бы поднимать кузов над рамой либо лифтовать подвеску. А это чревато тем, что машина может кувыркнуться. Пороги подняты и защищены «квадратными» трубами.
Воздушный фильтр переделан на «сухой». В оригинале он с маслом, а это не герметика, и внутрь попадает вода. К тому же с «сухого» проще вывести воздухозаборник на крышу.
- Без этого вброд через водную преграду идти нельзя, - говорит хозяин. - Из-за воды, кстати, у меня и магнитола с привычного места перекочевала на потолок, после того как один раз салон залило. Заменена и электропроводка: «родные» провода тонкие и ненадежные, пришлось оснащать импортными. Поставил два радиатора, так что двигателю теперь легче дышать. Бензина на хорошую поездку уходит около сорока литров. В планах - обязательно поставить лебедку. Без нее на маршруте как без рук. Всего на УАЗ ушло около восьмидесяти тысяч рублей.
Еще в пути пригодятся мостки - алюминиевые или деревянные - чтобы, в случае чего, сделать какое-то подобие дороги самому. Кое-кто прихватывает еще и автомобильные баллоны. Застрял в реке - накачал их воздухом, и иди по воде на веслах. Весьма занимательное зрелище.
Если есть желание
Двери клуба «Дикий Запад» всегда открыты. «Западники» собираются через четверг в спортбаре «Угловой». Если нет своей машины, не беда. Можешь поехать пассажиром. Только учти, что все тяготы пути - пополам. С собой новичку необходимо иметь смену одежды, продукты на пару дней (в том числе - бутылку не с лимонадом). Подробности на сайте www.off-road39.ru
Асхат Мечиев, фото автора из архива клуба «Дикий Запад»