или Зарегистрироваться
Земляки
946
0
18 июля 2006

Валенки в обмен на мужа

В уникальном вагоне билеты продавал робот, которого сконструировали на одном из заводов В пятидесятые годы в Калининграде оставалось еще очень много немецкого.

Даже трамваи и те были трофейные. Допотопные вагоны с жесткими деревянными лавками без дверей и пассажиры не жаловали, а для водителей они были сущим наказанием. - Боковых зеркал не было, - вспоминает ветеран труда Ольга Тихоновна Стрижеус. - Сигнал к отправке давала кондуктор, которая, высунувшись на улицу, караулила запоздавших пассажиров. Тормоза - слабые, и на горках с помощью подручных механизмов помогала дотормаживать кондуктор. А что творилось в морозы! Отопления нет, в салоне вьюга гуляет, водитель примерзает к железному креслу и скобе под ногами… Но мы нашли выход! На разъезде между теперешним Домом Советов и ул. Житомирской дежурная тетя Маня Зубарева жгла костер и нагревала для нас кирпичи. Их клали под ноги и так согревались. - Тема морозов была настолько больной, - вспоминает замдиректора ТТУ Валентина Пухова, - что мы даже частушки сочинили: «Случай был по зимней стуже в «единичке» старенькой. На подержанного мужа поменяли валенки». А чтобы стекла в кабине не замерзали, мы натирали их солью. Этим нашим изобретением до сих пор водители пользуются. В 1954 году в депо пришли новые трамваи с дверьми и отоплением. А в 1970 году парк пополнился современными комфортными машинами. На линию вышло настоящее чудо-техники. В уникальном вагоне  108-го трамвая продавал билеты робот, которого  сконструировали умельцы одного из калининградских заводов.
- Бросаешь в прорезь трехкопеечную монетку, - вспоминает водитель необычного вагона Любовь Сергеевна Томко, - «железный человек» рукой двигает кассу, и из нее выезжает билет. Была предусмотрена и защита от «зайцев» - если пассажир хотел получить билет, например, за одну копейку или совал в прорезь какую-нибудь ерунду, робот бил его по рукам.  Когда трамвай пошел по улицам, в городе царил невероятный ажиотаж. Люди терпеливо ждали вагон на остановках (ходил он по маршруту № 3  - «Парк Калинина» - кинотеатр «Родина»), в салоне было не протолкнуться.       - Я так уставала за смену, - смеется Любовь Сергеевна, - что дома валилась с ног. Выручка у 108-го была колоссальная - в четыре раза больше, чем у обычного трамвая.
Робот «прожил» около года. В 1971 году он сломался, и его увезли в мастерскую, откуда он больше не вернулся. 

Рассказали Ольга Стрижеус, Валентина Пухова, Любовь ТоМКО, фото из архива семьи Стрижеус

поделиться
теги
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

50144
опрос 22 июня 2022

Ипотека под 7% годовых – берем?

5