или Зарегистрироваться
Земляки
798
0
21 Октября 2009

Клемешев: Филиализация скомпрометировала высшее образование

О новых правилах приема в вузы, создании в Калининграде федерального университета «СК» рассказал ректор РГУ им. И. Канта Андрей Клемешев.

Во время последнего сентябрьского визита в Калининград президент России Дмитрий Медведев в числе прочих вопросов обсудил с губернатором области и создание в регионе мощной образовательной структуры — федерального университета. Это автономное учреждение, финансируемое в виде госсубсидий и способное создавать малые предприятия, самостоятельно расходовать средства — как государственные, так и заработанные вузом. Федеральные университеты могут преподавать по собственным образовательным программам, устанавливать свои требования к студентам. Сейчас в стране два таких университета: Сибирский (Красноярск) и Южный (Ростов-на-Дону). Подобные вузы должны появиться в каждом регионе.

 

Конкуренция среди вузов вырастет

 - Президент одобрил идею, какие шаги последуют дальше?
 - Процесс принятия решения сложный, многоэтапный, и прежде всего надо разработать концепцию федерального университета - сейчас для этого создана рабочая группа во главе с губернатором Георгием Боосом. В нашем Северо-Западном регионе речь идет о создании сразу двух федеральных университетов, один из которых, вероятно, разместится в Калининграде. И ему уделяется особая роль: университет станет площадкой для диалога высшего образования России и объединенной Европы, будет привлекать студентов, аспирантов и преподавателей. РГУ им. И. Канта уже сейчас работает по этим направлениям: нашими партнерами являются вузы Европы и России, идет взаимодействие — приезжают преподаватели, наши студенты ездят на стажировки. Но Федеральный университет позволит вывести это на другой уровень. Для этого нужна мощная инфраструктура: общежития, жилье для преподавателей и аспирантов.

Важной целью федерального вуза будет продвижение русского языка и культуры за рубежом. Наш вуз сделал традицией проведении диктанта по русскому языку в Польше, губернатор выделил премию для иностранных студентов, аспирантов за изучение русского языка и культуры — она будет выражаться в грантах на учебу или стажировку в РГУ им. И. Канта.
Ну и, наконец, Калининград — интересная площадка для продвижения современных технологий и развития науки. Создание здесь современного технопарка сможет объединить на базе университета ученых разных стран. Сейчас наш вуз уже готов приступить к началу строительства еще не технопарка, но инновационного парка, в который войдет информационно-библиотечный центр, лабораторный корпус со всем новейшим оборудованием и демонстрационный центр (как говорит опыт, бизнесу нужно показать возможности оборудования — к сожалению, самостоятельно он не в состоянии пока сформулировать потребности и задачи, которые мы, с помощью кадров и техники, могли бы для бизнеса решить).

-  Два существующих федеральных университета возникли на слиянии крупных вузов региона. Какой путь есть у нас?
 - Рособразованию в регионе относится РГУ им. И. Канта и два колледжа. Другие два крупных госвуза - вотчина Федерального агентства по рыболовству. Но путей формирования университета много, и какой будет избран — решение федерального порядка.

- При появлении такого крупного учебного учреждения, что будет с коммерческими вузами и филиалами?
 - Будет расти здоровая конкуренция. На мой взгляд, филиализация, которая произошла в стране — дикость. Не секрет, что в некоторых вузах идет продажа дипломов, обучение носит формальный характер — нет преподавателей, материально-технической базы. Я больше 10 лет работаю ректором и поверьте, даже имея большой запас прочности, вузу сложно открыть филиалы - это огромные вложения. А в съемных аудиториях и с библиотекой из 100 книг качество дать невозможно. Страшно и то, что московские и питерские вузы часто совсем не заботятся о своей репутации в регионах, важно только отношение в своем городе. Но проблема разрешится: сложная финансовая и демографическая ситуация поставит все на свои места. Но вот имидж высшего образования филиализацией мы подорвали и в России, и за рубежом. И опять же одна из задач федерального университета — поднять планку.

Прием в вузы завершат раньше

 - Во всем мире студенты много путешествуют, кочуют из вуза в вуз. Почему у нас нет такой мобильности?
 - Прежде всего недостаток финансов и жилья. Традиционно слабая языковая подготовка и отсутствие соответствующих программ. Так, в Европе существует программа обмена студентов и молодых ученых «Эрасмус Мундус» - РГУ в нее вошло, к нам уже приезжали итальянские студенты, калининградцы отправились в Грецию. Но у нас нет и внутренней мобильности по стране. А ведь и студентам, и преподавателям нельзя вариться в собственном соку.
 - Осенью окончательно определятся правила приема в вузы на следующий год...
 - Уже можно говорить о том, что количество волн уменьшится до двух, прием завершим в начале августа. Скорее всего, как и в прошлом году, останется 3 предмета для сдачи, но появятся коэффициенты для профилирующего предмета. Вероятно будет введено и квотирование льготников.
- А как вы относитесь к идее ограничить число вузов для поступления?
- Наш вуз, как и многие другие, без проблем справился с большим потоком заявлений: при налаженной работы приемной комиссии, наличии современных программ учета, все реально. Думаю, что ситуация, когда абитуриенты подавали документы в десятки вузов — это прежде всего результат нововведений (новое всегда вызывает ажиотаж и панику) и недостатка внимания к профориентации в школах: если бы она проводилась лучше, дети бы не распылялись на экономику, физику и литературу одновременно. И даже если ограничить количество вузов до 5-7, заявления будут подавать по-прежнему в максимум.
- Введение портфолио и обязательного сочинения по литературе для выпускников — как вы относитесь к таким предложениям?
 Это противоречит идее ЕГЭ. Единый госэкзамен ведет к унификации, отсутствию личностного фактора при оценке знаний. А портфолио, куда войдут все достижения ребят, — как это может не влиять на решение? Что касается сочинения, то это не то, о чем стоит сегодня думать. Мы ввели ЕГЭ, схема работает, но ее надо совершенствовать, а не придумывать бесконечные новшества. Да и зачем нужно такое сочинение? Его результаты, скорее всего, подтвердят то, что и так знаем: уровень знания языка падает, мы больше не самая читающая страна в мире. Проблему знаем, надо искать ее решение. Мы даже грамотность таким сочинением не проверим, потому как само понятие устарело и требует переосмысления. Кого сегодня можно назвать грамотным человеком: того, кто владеет интернет-языком (а сегодня это огромный пласт), того, кто знает в совершенстве родной язык или владеет несколькими иностранными?

Тему патриотизма долго эксплуатировали

 - Несколько лет в вузе шла реализация нацпроекта «Образование». Какие можно подвести итоги?
 - По нацрпоекту нам было выделено около 375 млн рублей : 80% из них пошло на закупку оборудования, остальное — на повышение квалификации преподавателей. Важнейший итог в том, что, благодаря нацпроекту, мы сумели мобилизовать ядро кадров, способных обеспечить развитие вуза. Еще год-два, и талантливые преподаватели ушли бы в другие сферы. Нацпроект позволили развивать наши приоритетные направления: нано- и информационные технологии, экологию, межкультурные коммуникации, продвижение русского языка и культуры и т.д.
Важна здесь роль и регионального правительства: оно понимает важность развития системы образования, оказывает поддержку вузу. Без помощи губернатора мы не смогли бы построить огромный физкультурный комплекс, инициативой Георгия Бооса было и создание медицинского факультета.
- Сегодня много говорят о патриотическом воспитании, что делает вуз в этом направлении?
- Эту тему долго эксплуатировали и под нее подгоняли формальные акции, чем часто вызывали раздражение. Это важное направление, но реализовывать его надо в новых формах, отдавать инициативу студентам. У нас с успехом проходят самые разные акции, например, «Военный рассвет»: наши студенты 22 июня в День памяти и скорби на базе вуза на побережье в память о военном подвиге советских солдат зажгли свечи, спустили на волны траурные венки. Был огромный костер, пели военные песни. Параллельно акция прошла и в нашем вузе-партнере в польском городе Пултуск. В этом же городе 29 октября готовим новое мероприятие: студенты из Калининграда, Польши и Белоруссии почтят память героев, погибших во время Второй мировой войны минутой молчания, пройдет возложение, ребята приведут в порядок мемориал (в Пултуске 16000 захоронений).

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 30 Января 2018

Наши традиции

1162
опрос 15 Марта 2018

Устраивает ли вас, как питается ребенок в детском саду/школе?

80