Сам себя Валентин Адольфович Егоров называл «военным гуманитарием». И это удивительно точно.
Будучи военным человеком и автором памятной калининградцам программы «Честь имею!» о Балтфлоте, он одновременно был автором и исполнителем бардовских песен. Много лет был участником легендарного Литературного театра. Его газетные и журнальные материалы - от юмористических рассказов до путевых очерков - друзья собрали в сборник «Время, на ощупь горячее». Он был гражданином и поэтом. Об этом - воспоминания друзей.
Мальчик с оригинальностью мышления
Леонид Степанов, один из основателей Литературного театра, журналист:
- О, боже, уже 20 лет… В шестидесятые годы в Калининградском пединституте (теперь это БФУ им. И. Канта. - Прим. авт.) Галина Васильевна Степанова и Тамара Львовна Вульфович вели школу юных филологов. И рассказывали про умненького мальчика из Балтийска, который не пропускал занятий и поражал оригинальностью мышления и знаниями. Конечно, он потом стал студентом, заметным, ярким и с разнообразными интересами (литература, искусство, музыка, театр и т. д.).
Моё близкое знакомство с Валентином Еговорым началось в работе над спектаклем «Сказки старого Арбата» Арбузова, поставленного Тамарой Львовной, где Валик играл моего сына. Когда был создан Литературный театр, первая постановка состоялась на открытии Дворца культуры моряков - в спектакле «На дни оглядываясь эти» Валик сыграл генерала Деникина.
В моей памяти осталось много ярких эпизодов. Например, мы с Альбертом и Валиком сопровождали оставшихся в живых двух разведчиков из знаменитой группы «Джек» по местам их работы на территории Восточной Пруссии в 1944-1945 гг. Это уже история, которая много прояснила в понимании той ситуации.
Сегодня жуткая тоска. Так не хватает общения с великими друзьями: Тамарой Львовной Вульфович, Галиной Васильевной Степановой, Аликом Михайловым, Игорем Савостиным, Володей Суховым и, конечно же, Валиком Егоровым. Спасибо провидению, что они были в нашей жизни. Светлая им память.
Уверенность в бесконечности счастья
Аполлинария Зуева, поэт, театральный критик:
- Мы с Валиком приехали из загадочно-невнятного Калининграда в легендарный Ленинградский госуниверситет на студенческую конференцию. Валик - старшекурсник, занимается модной наукой, именуемой «структурная лингвистика», имеет публикации в солидных изданиях. Это были навсегда врезавшиеся в память дни учёбы, открытий мира, весёлого хулиганства, импровизаций, хождений по городу. Каждый раз, когда случается быть в Санкт-Петербурге, твёрдо знаю, что мне нужно оказаться перед Пассажем - этим «местом прогулок и покупок» из стекла и света. Помню, как у нас с Валиком одновременно материализовалась цитата из бессмертного гоголевского текста: «Ах, какой пассаж»! И мы расхохотались. Помню это ощущение абсолютного счастья и уверенности в его бесконечности. Всё это было давно. Очень давно. Стремительно сгорел от беспощадного недуга Валик. Но связанное с ним ощущение света и витающего в воздухе счастья не делось никуда.
Лучшее средство от тёмных мыслей
Людмила Полина-Штерн, участник Литературного театра с 1977 по 1991 год:
- Я только отыграла свою первую главную роль в Литературном. Спектакль Наташи Багдасаровой-Егоровой «Время, ушедшее как вздох». И уверена, что её провалила. Мне непереносимо страшно и стыдно. Хочется незаметно исчезнуть, провалиться сквозь землю, раствориться в воздухе, а лучше сразу умереть. А пока я убежала в костюмерную, спряталась в углу и реву, с безжалостным наслаждением расковыривая свои комплексы.
Дверь отворяется. Кто-то тихо входит. Садится рядом. Не утешает. Просто достает гитару и поёт. Это Валя Егоров. Валентин Адольфович. Он поёт свои песни. Тютчев, Кирсанов, Самойлов, Володя Сухов. И как-то становится вдруг теплей, спокойней и даже весело почему-то. Появись здесь вся группа «Битлз» в полном составе, думаю, это не произвело бы на меня столь магического эффекта. Страхи ретируются, комплексы присмирели. И уже совсем не хочется умереть.
А может быть, всё не так плохо? И не было провала, а если даже и был провал - надо научиться принимать жизнь как она есть, со всеми болями, печалями и неудачами. И любить, и радоваться, и не бояться. А завтра я, конечно же, всё сделаю лучше, стоит только захотеть, стоит только сконцентрироваться, собрать волю в кулак...
В тёмный угол костюмерной заглядывает солнце. Да, но какое же может быть солнце в 10 часов вечера в костюмерной, где нет окон? Валя перестал играть и улыбается своей лучезарной, слегка насмешливой улыбкой. Теперь в маленькой костюмерной и возле неё, в коридоре, полно народу. Они, наверное, услышали Валины песни. Здесь и Наташа, и Альберт Сергеевич Михайлов, и литтеатровцы, и остальные зрители. И все тоже улыбаются. Пора вытереть нос и поздравить всех с премьерой.
Я всегда буду вспоминать этот вечер с благодарностью Наташе и Альберту Сергеевичу - за то, что доверили мне Марианну, а Вале - за то, что пел для меня тогда. Я и сейчас, если одолевают тёмные мысли, напеваю Валины песни. От них становится светлее. И в доме нашем их любят.
«Мам, что ты пишешь?» - спрашивает моя дочь Оля. - «Я пишу воспоминания о своём друге, который написал «Курицу Красавицу». Помнишь?»
Олька смеется: «Конечно, помню!». Это была их любимая с Машуней детская песенка. Они её радостно распевали на два голоса.
Мне повезло в жизни, у меня был Литературный, были замечательные друзья и учителя. И среди них удивительный человек - Валя Егоров, даритель улыбок, генератор солнечного света.
Гармоничный мир созидания
Виктор Бобков, директор Калининградской областной филармонии:
- Мне посчастливилось общаться с Валентином в разных ситуациях - и в дальних походах, и в визитах кораблей, и в дружеском кругу. Ему была свойственна особая, ненавязчивая доброта и желание поделиться всем, чем наградила природа. А она наградила его щедро: он был прекрасным журналистом, отлично чувствовал и владел словом. Интеллигентный, мягкий, он излучал постоянное тепло, которое согревало и украшало нашу жизнь. При этом вовсе не был добрячком, в профессиональных и моральных вопросах был требователен и строг. Умел создать вокруг себя гармоничный мир - атмосферу созидания и творчества. У него была замечательная способность положительного излечения. Каждый, кто попадал в его поле, начинал светиться изнутри и просто вынужден был стать умнее, добрее и талантливее.
Валентин Адольфович Егоров сам себя называл военным гуманитарием
(фото из архива Литературного театра)
Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград подписывайтесь!