или Зарегистрироваться
Земляки
3622
0
27 мая 2024

«Я здесь для повышения культурного градуса»

Мозаичист и серфер Паша Савельев поймал в Зеленоградске свою волну 
Калининградская область – это магнит. Так говорят многие переселившиеся  к нам из разных концов страны. 
Но что влечет их сюда? Парадоксально, но совершенно противоположные вещи. Что является безусловным плюсом для одних, для других – жирный минус. Кто-то ищет динамику городской жизни, кто-то – спокойствие и уединение. И самое поразительное – находят, что хотят, и те, и другие. 

Мастерская с видом на море 

Мозаичист из Москвы Паша Савельев (он предпочитает, чтобы его называли именно Паша. – Прим. авт.) – из тех, кто нашел здесь себя. А заодно – и вдохновение. Его мастерская находится практически на променаде: в здании бывшей администрации курорта Кранц. Из окна видно море. На стене – мозаика с изображением своего рода символа Калининграда – Дома Советов. Она сделана еще до начала сноса легендарного долгостроя, в период, когда обсуждалось его будущее. Так что произведение необычное. В нем теплится жизнь практически исчезнувшей уже достопримечательности. 

DSC_2291.jpg

– Дом Советов подходит для мозаики, – говорит художник. – Он, знаете, такой, пиксельный.
За семь лет жизни здесь Савельев успел сделать удивительно много. Только в Зеленоградске можно увидеть больше десятка его работ. 
– Мне хорошо здесь, удобно, спокойно, – признается художник. – Скажу, как человек, увлекающийся серфингом: я просто поймал здесь свою волну. 
Переезд в Зеленоградск из столицы был не спонтанным. Это обдуманный и взвешенный шаг. Но и без мистики не обошлось.
– Я всегда мечтал жить у моря, но реальные шаги для переезда сделал после того, как изменились личные обстоятельства: распался брак и мне пришлось задуматься о том, где жить, – рассказывает Паша. – Кто-то из приятелей порекомендовал обратить внимание на Зеленоградск. Во-первых, там можно было купить относительно недорого (по московским, разумеется, меркам) жилье, а во-вторых, он у моря. 
Паша приезжал сюда несколько раз, в разные сезоны,  присматривался к климату, городу, людям. И все сильнее влюблялся. 

10-DSC_2254.jpg
«Дом Советов очень подходит для мозаики. Он – пиксельный» 

– Помню, в 2013 году я приехал и пошел в не благоустроенный  еще городской парк «Плантаже», меня поразило, что я там был один. Пошел в кафе – там тоже никого, кроме меня. Потом я сидел в заброшенном кинотеатре и думал: «Какой же кайф!», – вспоминает Паша. – И, знаете, возможно, решающим толчком для принятия окончательного решения стала статья о Калининградской области, которую я прочитал на сайте какого-то авторитетного экономичес-
кого издания.  Называлась она «Экономически депрессивная зона». «О! – подумал я. – Это как раз то, что мне нужно. Значит, там еще долго не будет много народа!». А еще мой начальник в Москве, помню, сказал мне, что, переезжая в Зеленоградск, я «теряю в культурном градусе». Но за эти годы понял одну вещь:  главное, чтобы культурный градус был внутри меня. И если он окажется высок, я смогу делиться им. Повышать, так сказать, общий уровень.   

Непростое совпадение 

Примечательно, что перед строительством дома, в котором сейчас живет Паша, был снесен сарай, где была смальта для мозаик.
– Потом я познакомился с известным мастером Николаем Фроловым из Светлогорска, он  создал массу известных произведений и получил от него своего рода благословение, – рассказывает худоджник. – Он пожал мне руку, пожелал удачи, написал напутствие. Все это очень обязывает. Мне лестно думать, что я в некотором роде продолжатель его дела… А еще Николай Павлович  рассказал, что после успеха Солнечных часов, украсивших Светлогорск в 1974 году, руководство Зеленоградска попросило его сделать что-то подобное и у них. Дело вроде завертелось, были закуплены материалы, но потом что-то не сложилось. А неиспользованная смальта хранилась в сарае на ул. Мосина, где потом вырос мой дом. Сарай снесли, смальту забрал бригадир строителей. Потом, когда я стал делать в Зеленоградске мозаики, я вспомнил об этой смальте, выкупил ее, отмыл, отсортировал и стал с ней работать. Согласитесь, что-то мистическое в этом есть. Какое-то удивительное совпадение…

11-DSC_2283.jpg
Из таких квадратиков умелый мастер создает удивительные картины 

Его зовут Эрик 

С недавних пор экскурсоводы стали рассказывать не только об  архитектуре и истории здания администрации курорта Кранца, но и фигуре, которая выглядывает из чердачного окна. Это, как выяснилось, своего рода подмастерье Савельева. 
– Я должен был сделать скульптурную композицию из проволоки по заказу Кафедрального собора и для того, чтобы не напутать ничего с анатомией, с пропорциями человеческого тела, купил сидящий манекен, – рассказывает Паша. – А  потом, когда работа была окончена, просто усадил этот манекен у окна. И экскурсоводы это заметили, стали рассказывать о нем, некоторые даже имя ему придумали. Почему-то Герман. На самом деле я назвал его Эрик. В честь моего любимого художника Эрика Булатова. Он уже стал городской достопримечательностью, зажил своей жизнью, и я не могу его убрать. 
Отвечая на вопрос, как одним словом охарактеризовать его жизнь в Зеленоградске, Паша отвечает: «Пожалуй, этим словом будет «спокойствие». И в этом спокойствии – мое счастье. Мне не нужна движуха, мне нужна лишь мастерская. Всё. Мне даже не хочется лишний раз ездить в Калининград. Когда переезжал сюда, московские друзья говорили: «Ты там закиснешь». Но, знаете, с 2017 года, когда я здесь окончательно поселился, мне по-прежнему не надоело  ходить в Зеленоградске по одной и той же тропинке. 
Справедливости ради заметим, спокойствия, равно, как и тишины, в последние пару-тройку лет в Зеленоградске из-за выросшего потока туристов стало меньше. 
– Был момент, когда я даже задумался, не уехать ли, – признается  Паша. – Но потом подумал: «А ведь это и я, по сути, привлек сюда туристов. Мои работы сделали этот город привлекательней, интересней».
В этом плане Паша планирует еще много. И не только в Зеленоградске.  В частности, в областном центре он сейчас делает реплику мозаики, которая украшает старый немецкий дом на Киевской, 137, о котором не раз писала «Страна Калининград». Закончена работа будет к августу-сентябрю. 
– Потом я хотел бы привести в порядок старую советскую мозаику на Мировых часах, которые находятся недалеко от Нижнего озера. Она, к сожалению, в неважном состоянии, кроме того,  люди  отковыривают кусочки, – говорит художник. – Я смотрю на это – и просто слезы из глаз начинают литься. По-хорошему, к осени эту мозаику надо законсервировать, а потом начать восстановление. Тем более что запасы старой смальты у меня еще есть.

11-DSC_2273.jpg
Во время работы над репликой мозаики на ул. Киевской в Калининграде Паша Савельев использует скейт  


Участвуйте в проекте к 25-летию «Страны Калининград»!
В сентябре «СК» исполняется четверть века. Все эти годы мы рассказывали историю региона через судьбы приехавших и родившихся здесь людей. В 2018 году население Калининградской области перевалило за 1 миллион. Этой публикацией мы продолжаем проект «Новые пе-реселенцы», в котором хотим рассказать об интересных людях, переехавших в Калининград за последние пять лет. Вы наверняка тоже знаете таких. Звоните в редакцию по тел. 31-24-11, пишите на эл. почту [email protected]. И мы расскажем о наших замечательных земляках.   

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!

поделиться
опрос 08 июля 2024

Как справляетесь со стрессом?

8