У судьбы свои планы
Если клетки приживутся, пациенту будет подарена жизнь. Для руководителя СПК КО Нины Кабанчук – это лучший подарок к ее празднику. 8 марта исполнится 45 лет, как Нина Августовна назначена руководителем этого учреждения.– Найти генетического близнеца – настоящее чудо, ведь совместимость клеток костного мозга – 1:10 000. В нашей области уже 11 калининградцев стали донорами для больных с заболеваниями крови, онкологией и подарили им жизнь, – делится радостью Нина Кабанчук.
- Нина Августовна, если оглянуться назад, ведь все могло сложиться иначе. Вы же начинали со «Скорой помощи»?
– Я с отличием окончила педиатрический факультет Карагандинского мединститута. Не получила на экзаменах в течение 6 лет ни одной «четверки». Школу также окончила с медалью. Всегда стремилась быть лучшей, как-никак – Овен по гороскопу. В мединституте вышла замуж (супруг учился на курс выше), родила сына. Мужа распределили лейтенантом медицинской службы в Прибалтийский военный округ. 3 июля 1971 года мы с сыном приехали по месту его службы в Калининград. Ютились в комнатушке. Я пришла в горздравотдел, спросила совета, куда лучше идти работать, чтобы получить жилье. Заведующая горздравотделом порекомендовала идти на «Скорую помощь», где начали образовывать педиатрические выездные бригады. Шесть лет отработала в такой бригаде. Приобретенный опыт помог стать настоящим специалистом. В июне 1977 года случайно получила травму ноги, ходить по этажам стало невозможно. По воле судьбы в сентябре 1977 года поступила работать на областную станцию переливания крови. В учреждении в то время похвастаться было нечем: проблемы с донорами, текучесть кадров. В октябре 1977 года меня назначили завотделом заготовки крови. А 8 марта 1979 года – главным врачом учреждения. Предшественника уволили за развал работы в коллективе.
- Было страшно начинать с нуля?
– А как вы думаете? Молодая, без опыта руководящей работы и – в областное учреждение? Как руководить коллективом, где ужасный микроклимат, склоки, анонимки. Не знала, с чего начинать, как писать приказы. Но у судьбы свои планы. Я уверена: все, что с нами происходит, предназначено свыше. Я верующий человек. Столько было критических ситуаций в жизни, но в последний момент все получалось. Особенно страшные воспоминания из детства, послевоенные голодные годы. Отец – поволжский немец, репрессирован в сталинские времена, реабилитирован в 1955 году. Хотя он всю войну проработал в шахте, нас (в семье было семеро ребятишек) считали детьми «врага народа». Впоследствии отцу присвоили звание «Почетный шахтер Казахстана», он был очень уважаемым человеком. Я росла строптивым ребенком. Всегда боролась за справедливость. В семье – первая помощница, младшие дети были на мне. Это и помогло развиться таким качествам, как доброта, сочувствие, помощь близким.
Уважать человека
- Сегодня калининградская медицина остро нуждается в кадрах. Медучреждения сотрясают скандалы. Как удержать врача?– Нужно, чтобы во главе учреждения стоял руководитель с мозгами. Кто-то из великих сказал: «Доброта дает возможность повелевать людьми». Врач перед тобой или санитарочка – принцип один: ни в коем случае не унижать человека, давать ему самостоятельно работать, но и спрашивать соответственно. Кадры бегут, потому что с ними не разговаривают. Я с первого дня завела такой порядок: серьезные темы обсуждать сообща. Каждый, по очереди, высказывает свое мнение. И места для пересудов не остается.
- Что бы вы сказали молодежи, которая раздумывает: идти в медицину или нет?
– Идти, если сердце для этого готово. А если вместо зрачка рубль скачет, толку не будет. Сейчас, стремясь как можно больше заработать, молодые специалисты берут здесь полставки, там четверть, тут ставку. А когда учиться? Как раньше говорили, тот врач хорош, который градусник поставил – и больному лучше стало. Потому что он пришел, побеседовал с человеком. Я понимаю: врача завалили документацией. Времени не хватает. Но все равно: как ты будешь спать спокойно, если на участке тяжелобольной? Когда на «скорой» работала, бывало, родители отказывались ехать в больницу, а ребенок тяжелый. Сутки дежурю, но в промежутке обязательно заезжала или звонила: «Как он?». Случись что, казнила бы себя всю жизнь.
- Как далеко за прошедшие годы шагнула медицина?
– Что было 45 лет назад и сейчас – земля и небо. Человеческий фактор из отрасли ушел. Раньше капали сыворотку при определении группы крови на подносы. Сейчас все автоматизировано. До 2008 года было плохо во всей Службе крови – отсутствовало оборудование. Затем на федеральном уровне ввели программу «Модернизация службы крови и развития донорства». Миллиарды вложили – сразу все пошло.
- Есть проблемы из-за санкций?
– Сначала все были в шоке. Потом шок прошел. Стабильно знаем, кто может привезти те же расходники или запчасти. Но подходит срок: поставленное в 2008 году в регионы оборудование нужно менять. Это огромные деньги. Вот коллеги написали в чате: мол, так внимательно слушали Послание президента Федеральному собранию. Может, вспомнит про Службу крови – ей нужна новая модернизация. Он не вспомнил – все расстроились.
- В 2011 году вы говорили, что кровь сдают только малоимущие и медики. И отношение к донорству было соответствующее. Удалось сломать этот стереотип?
– Конечно! За прошлый год приток молодежи в доноры увеличился на 5 % – это очень достойно! Сдавать кровь приходят курсанты, студентки-«фото-модели». Разговариваешь с девчушками: «Почему пришла?». В ответ: «Услышала, что ребенку нужна кровь, как я могу сидеть дома?!». Мотивация изменилась кардинально: в доноры идут осознанно.
- В последнее время светофор в медучреждениях области чаще горит «красным». Почему?
– После ковида изменилась структура потребности медучреждений. Бывает, как зарядит 2-я группа крови, которая в жизни не была дефицитной; поступят в 3–4 больницы тяжелые больные, которым нужны одновременно компоненты крови одной групповой принадлежности, тогда просим помощи у населения. Моя теория следующая: помните, в ковид везде писали, что самая большая заболеваемость у людей со второй группой крови? Столько калининградцев болело! Сейчас с последствиями ковида этих людей кладут в больницу, соответственно, больше требуется 2-я группа.
- По каким причинам сейчас отсеивают потенциальных доноров?
– Самая распространенная причина – низкий гемоглобин. Немудрено, молодежь вся «сидит» на фастфуде…
- К «узким» врачам после выздоровления приходят пациенты, говорят спасибо. А Служба крови остается за кадром. Обидно?
– Обидно. По статистике, каждому третьему тяжелому пациенту требуются компоненты крови. К примеру, поступил в январе прошлого года в детскую областную больницу мальчик 17 лет с ножевым ранением, был на волосок от смерти. Всю ночь мы работали, обеспечили больницу необходимыми компонентами. Парень выжил. Выступает по телевидению: «Спасибо врачам!». А про нас ни полсловечка. Понятно, он не знает. Но руководитель учреждения же в курсе!
- Как вы восполняете силы после напряженной работы?
– Утром обязательно – велотренажер или дорожка. Люблю гулять на море. Под рокот волн больше думается хорошее. Внуки уже выросли: младшему – 17, старшему – 26, они дают много радости. Обожаю их кормить своими фирменными борщом, пельменями... Выращиваю орхидеи. Буквально на днях рябенькая расцвела, да так пышно! Знакомые спрашивают секрет. А нет секрета, просто я их люблю, и они отвечают взаимностью. Ко мне приезжает много гостей со всей страны. Гуляем в Зеленоградске. Зимой, когда падают хлопья снега, он сказочный. Бывают периоды хандры: не могу без общения. К концу воскресенья уже думаю: скорее бы на работу. Пришла, окунулась – это моя стихия.
Справка «СК»
У Нины Кабанчук, как она сама говорит, «полмиллиона» разных наград. Самые ценные – «Заслуженный врач России», орден Почёта, орден «Заслуги перед Калининградской областью», эксклюзивная награда от Красного Креста – «Золотое сердце», грамота от Ассоциации трансфузиологов за уникальный вклад в службу крови России, грамота от Законодательного собрания России. Одна из последних – Почетная грамота Президента (2020 год).
Нина Августовна Кабанчук родилась 15 апреля 1947 года в Караганде (Казахстан). В 1965 году там же окончила среднюю школу, в 1971-м – Карагандинский государственный мединститут, педиатрический факультет. В сентябре 1971 года начала трудовую деятельность в должности врача-педиатра выездной бригады отделения скорой помощи. В сентябре 1977 года принята на должность врача-хирурга станции переливания крови Калининградской области, затем переведена на должность заведующей отделом заготовки крови. С марта 1979 года по настоящее время – главный врач ГБУЗ «Станция переливания крови Калининградской области».
Елена Новикова, [email protected], фото из архива героини публикации
поделиться