или Зарегистрироваться
Земляки
2587
0
07 февраля 2024

«В балете кнут - это пряник»

Педагоги с нуля создают школу хореографии в Калининграде и делятся секретами 
На этой неделе, 7 февраля, мы отмечаем Всемирный день балета. 
В 2019 году в Калининграде,  на Октябрьском острове, открылся филиал Московской государственной академии хореографии (МГАХ). Накануне праздника журналист «Страны Калининград» поговорила с людьми, которые стоят у истока зарождения балетной школы в нашей области. Они поделились секретами своих творческих профессий. 

Игра на фортепиано – обязательный навык

В подготовке артистов балета участвует много людей. В том числе те, кто для многих остается на втором плане, но играет важную роль. Речь – о концерт-мейстерах (а живая музыка сопровождает не только выступления, но и каждое занятие). 
– Мои родители переехали в Калининград в 1960-х из Семипалатинска по направлению как молодые специалисты: папа устроился в музыкальное училище, мама работала врачом (она тоже увлекалась творчеством, пела в самодеятельности), – рассказала Ирина Москаева. – Я получила профессию педагога по фортепиано и концертмейстера, много лет работала в ДШИ им. Ф. Шопена. Именно там в моей жизни появился балет, который любила с детства, – в школе искусств открылось хореографическое отделение.

07-Ирина-Вячеславовна-Москаева_фотограф-Данилейко-Владислав-Валерьевич.jpg
Ирина Вячеславовна Москаева

Наша собеседница объяснила, что балетный концертмейстер — это особенная профессия. 
– В ней важна сонастроенность. Ты должен не просто исполнить музыку, под которую будут танцевать ребята, а скорее подстроиться под них: поймать динамику, почувствовать группу. Даже если они просто стоят у станка и тянут носочек, мне нужно подобрать мелодию именно под это действие, – пояснила Ирина Москаева. – Помимо работы концертмейстером, я преподаю фортепиано, ведь каждый будущий артист балета осваивает инструмент. Это необходимый навык, чтобы лучше слышать, понимать произведение. 
Поделилась своей историей и ее коллега, концертмейстер Галина Пашкова. 

07-Галина-Николаевна-Пашкова-_фотограф-Данилейко-Владислав-Валерьевич.jpg
Галина Николаевна Пашкова

– Мы с мужем переехали в Калининград в 1997 году из Алма-Аты. Я росла в семье, где музыке отводилось важное место; папа самостоятельно обучился игре на различных инструментах,  поэтому музыкальная школа была обязательной частью моего образования. Танец всегда интересовал и вдохновлял  меня, так что после  музыкально-педагогического института начала работать концертмейстером хореографии в Доме культуры. С первого дня влюбилась в профессию! – вспоминает Галина Пашкова. – Когда в Калининградской области мы поселились в поселке Партизанское Багратионовского района, там мне доверили возглавить Центр культуры. Вместе с командой мы многое сделали, в том числе вырастили танцевальный коллектив «Партизанский сапфир» – его многие знают. 
Сейчас, несмотря на опыт и возраст, обе наши собеседницы снова учатся — повышают квалификацию в МГАХ. 
– Учиться можно бесконечно. В балете на сцене сразу два искусства – музыка и хореография. Артистам балета важно уметь слушать и слышать музыку. Для этого мы составляем плейлисты, ищем новые формы работы. Например, вместе с учениками филиала Центральной музыкальной школы готовим совместные постановки, – рассказала Галина Пашкова.

Важны данные и характер

Один из педагогов калининградского филиала МГАХ – Анна Когай. 
– Мы с мужем переехали в Калининград из Казахстана семь лет назад. Понравился и климат, и атмосфера нового места, – рассказала Анна. – По образованию я артистка балета (до сих пор служу в Музыкальном театре), педагог-хореограф, раньше 13 лет служила в академическом театре музыкальной комедии в Караганде, там же начала работать с детьми в студии при театре (чтобы лучше их понимать, получила еще образование педагога-психолога). На самом деле выступать легче, чем преподавать, этому надо учиться всю жизнь. Проще выйти самой, чем выпустить детей, ведь их двухминутный номер на сцене – это полгода работы.

07-Анна-Викторовна-Когай-_фотограф-Данилейко-Владислав-Валерьевич.jpg
Анна Викторовна Когай

Педагог уверена, что стать выдающимся танцором по силам только тому, кто готов отдавать искусству все силы.
– Я сама из творческой, но не балетной семьи. В три годика нашла книжку, где были нарисованы девочки на пуантах, в красивых платьях — и это стало моей мечтой, – говорит наша собеседница. – Пожалуй, самое сложное для меня как для педагога – это научить ребят трудиться ежедневно в полную силу. И понимать, что в балете кнут – это пряник: каждое замечание дает шанс стать лучше. Ведь можно обладать прекрасными природными данными (для отбора в профессию масса критериев – определенное телосложение, координация, музыкальность и т. д.), но не добиться результата. В балете важны характер, желание, сила духа. Отдавая ребенка в этот вид искусства, важно понимать, что у него не будет привычного детства, времени для прогулок, зато появится масса ограничений (в питании, увлечениях — например, нельзя кататься на коньках или делать что-то, что может привести к травмам). Но я никогда не жалела о своем выборе. Как, думаю, и все, кто стал частью балета. 
Сегодня многим сложно поверить, что в Калининграде будет серьезная балетная школа. Наши собеседницы считают, что это лишь вопрос времени.
– Все когда-то начиналось с нуля. Если есть команда – люди, влюбленные в профессию, им все по плечу. Многое изменится с появлением театра (в Калининграде строят филиал Большого театра. – Прим. авт.), где наши дети смогут выступать и будут видеть балет вживую в исполнении лучших артистов страны, – уверена Анна Когай. 

07-Анна-Викторовна-Когай-и-учащиеся-филиала-МГАХ-в-Калининграде_фотограф-Елена-Косткевич.jpg
Анна Викторовна Когай и учащиеся филиала Московской государственной академии хореографии  в Калининграде


фото Владислава Данилейко и Елены Косткевич

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27