Они «поселились» в самых разных местах: в спортивной и музыкальной школах, здании больницы, на площади и в знаменитом «кошачьем дворике». А если пройти немного в глубь от центра, то можно попасть в музей под открытым небом. Его около своего дома на ул. Банковской, 12, организовал автор этих железных достопримечательностей Александр Брага. «Страна Калининград» поговорила с ним о том, как «оживить» холодный металл и превратить в искусство отслужившие свой век механизмы.
Трехметровый малыш
Наш земляк вырос в областном городке, получил специальность «специалист по ремонту и обслуживанию телерадиоаппаратуры». Работы по профилю особо не было, поэтому брался за все подряд, в том числе трудился на стройке, занимался сваркой. Казалось бы, где стройка, а где искусство. Но если есть потребность самовыражения, а в голове – идеи, то все возможно.– Всегда тянуло к творчеству: пытался работать с деревом, потом решил попробовать металл, – вспоминает Александр. – Придумал образ, поделился с друзьями, они поддержали: дали помещение под мастерскую в автосервисе, помогли найти детали для будущей скульптуры.
После того как на свет появился Малыш — трехметровый трансформер из деталей автомобилей, тракторов и экскаваторов, Александр понял, что нашел свое ремесло. Постепенно хобби превратилось в работу. Кроме скульптур Александр делает из металла украшения, мебель.
Необычные творения нашего земляка можно встретить на улицах Гвардейска и у него во дворе
– Это кропотливая работа, в том числе на проверку моральной выносливости — она длится месяцами, – делится скульптор. – Прежде чем что-то сделать, должна появиться задумка, я не делаю набросков, все держу только в голове. Изучаю механику движения (например, если делаю животное или робота), придумываю, какие механизмы можно использовать и как их соединить. Ищу детали, вычищаю их. На каждом из этих этапов можно забросить идею. Чтобы этого не происходило и можно было отдыхать, переключаться, обычно параллельно занимаюсь 2–3 работами. Главное – поймать настроение, волну. Не отвлекаться ни на что – ни на чай, ни на общение. Иначе –
уйдет!
За каждой скульптурой стоят месяцы кропотливого труда
Сломать стереотипы
В мастерской Александра – тысячи разных железяк, несколько старых велосипедов, детали от рояля и много других вещей, которым, казалось бы, самое место на свалке. Но каждая когда-нибудь пригодится и станет частью скульптуры. Например, старые подшипники превратились в глаза для таксы. Непонятно, как этого можно добиться от двух бесцветных металлических шариков, но собака смотрит с выражением и эмоцией.– Мне нравится ломать стереотипы, показывать что-то необычное в привычном. Даже в мелочах: ношу разные носки по цвету и рисунку – один же левый, другой правый, они должны быть не похожи, – улыбается Александр. – Хочу своими работами заставить человека остановиться, отбросить навязанное и начать думать не по шаблону. Во дворе у меня стоит скульптура – мама с дочкой и сыном. Это, с одной стороны, про проблему неполных семей, где дети растут без отца. С другой – про собственный выбор. Показываю все через символы: например, у мамы в голове вкручен шуруп – это устоявшиеся принципы, у дочки в этом же месте пока просто дырка, а шуруп она держит в руке. У мамы – коса как символ мудрости, у дочки волосы пока короткие, она еще познает мир.
Наш собеседник участвует в выставках, проводит мастер-классы для школьников. И мечтает открыть музей уже под крышей, чтобы туда могли приходить гости.
– Всегда хотел заниматься тем, что любишь. И мне повезло найти такое дело! – говорит он.
Александр Брага работает с металлом уже десять лет
Сделать железную таксу «живой» – действительно искусство
цитата,, :
:Увидеть работы Александра можно на выставке «Металл – искусство» (0+) в арт-деревне «Витланд» под Балтийском
поделиться