Акварельное очарование
Сначала Фонд капремонта начал работы по крыше и фасаду, но затем вместе с жильцами было решено взяться за дополнительную реставрацию подъезда. Внутри многое сохранилось: немецкая плитка и другие довоенные элементы.Капремонт объекта стартовал в 2021 году, основное завершили в прошлом году, а недавно фонд сообщил, что подходят к концу и внутренние отделочные работы.
Подъезд на улице Октябрьской, 3, преображается на глазах — и в этом ему помогают земляки. Украшением стен стала плитка с видами города. Такой пример в Калининграде — первый и пока единственный, а его автором стала художница Татьяна Ляшук.
– Мне всегда нравилось здание сиротского приюта, и было приятно, что оно оживает, – рассказала «Стране Калининград» Татьяна. – Так что, когда мне предложили участвовать в его обновлении, обрадовалась. Во время ремонта рабочие обнаружили на стенах старую клинкерную плитку. Ее решили сохранить, отчистили, а в ниши (когда-то в них, вероятно, были изображения) разместили мои керамические плитки с видами окружающего города. Работу я выполнила надглазурной росписью обжиговыми красками в стиле акварельных зарисовок. В них я старалась передать скорее состояние, очарование места: в акварельных зарисовках остров Канта, Дом Советов. Добрые соседи, которые находятся рядом. Когда работаю с историей – мурашки по коже! Ведь сталкиваешься с невероятными событиями. Например, когда я проходила курсы Фонда капремонта по реставрации старых дверей, мы, снимая дерматин с одной из них, нашли нераспечатанное письмо 1956 года. Видимо, оно попало не в отверстие для почты, а под обшивку – и пролежало там десятки лет.
Коридоры бывшего сиротского приюта восстановили по сохранившимся фото, отреставрировали перила, ступени, скоро в окнах появятся витражи. Место точно станет новой достопримечательностью — тем более что в подъезде планируют проводить экскурсии для туристов.
Из экономистов в художники
Удивительно в этой истории не только уникальная работа и сам проект, но и история нашей героини. Называть себя художницей Татьяна стала всего несколько лет назад, а до этого занималась совершенно другим делом.– В детстве я рисовала, постоянно рукодельничала — вышивала, плела макраме, делала игрушки. После окончания художественной и основной школы встал вопрос выбора профессии, но в 1990-х искусство, увы, было не актуально, – вспоминает наша собеседница.
Так Татьяна стала экономистом и посвятила профессии больше 20 лет, сделала карьеру, работала на крупных фабриках, в торговых центрах. А потом, перешагнув 40-летний возраст, сделала крутой разворот в жизни — вернулась к давней мечте.
Татьяна стала брать мастер-классы, обучаться у профессионалов. постепенно нашла свой стиль и направления. Она занимается живописью, керамикой, росписью фарфора, работает с заказчиками, участвует в выставках (недавно калининградка выставлялась в Выборге). Ее работы есть в частных коллекциях, а серия тарелок с росписью, посвященных Петру I, хранится в фондах Историко-художественного музея.
– Первая профессия оказалась полезной для искусства. Кроме опыта общения экономика научила системному восприятию процессов и ситуаций, а ведь и в творчестве без системы и регулярности не выйдешь за рамки хобби, – объясняет Татьяна.
Хаусмарка для Железнодорожного
Помимо плиток с росписью — работы, которая теперь стала частью городского пространства, изделия Татьяны можно увидеть и в другом уголке области. Ее хаусмарка, выполненная в нетипичном объемном варианте, стала украшением в Железнодорожном, и на ул. Красноармейской появился «Дом с бобром»!– Я участвовала в проекте «Историческое наследие и характер места» в арт-пространстве «Ворота» и для одной из экспозиций сделала хаусмарки, – рассказала Татьяна. – Такие символы дома до войны в нашей области крепили над подъездами, и они представляли собой рунические знаки, инвентарь, сельскохозяйственное и рыболовное оборудование, скот, достопримечательности и т. д. Говорили они и о том, кем был их заказчик или создатель, житель дома. В своем проекте я решила продолжить и переосмыслить городскую традицию, перенесла ее в новые кварталы. Художественные «обозначения» с символами этих мест (я выбрала природную тематику) помогли бы выделить и обозначить индивидуальность типовых зданий. Пока хаусмарка появилась только в Железнодорожном, но, может быть, идею удастся реализовать и в других местах.
поделиться