Иногда вместе с органом звучит флейта, на которой играет супруга Евгения Ксения. Судьба этого творческого тандема началась 20 лет назад. За это время мимо него промелькнуло немало стран, городов и людей. Многое с тех пор изменилось. Неизменной осталась только любовь. Любовь к музыке и, конечно, друг к другу.
Удивительная Страна
Евгений – москвич, Ксения – калининградка. Познакомились они в 2002 году в Светлогорске перед выступлением в местном органном зале. Собственно, с тех пор они и вместе – и в жизни, и на сцене. Некоторое время супруги жили в Москве, потом в Хабаровске, а затем в жаркой и гостеприимной Сирии, где Евгений преподавал в Дамасском институте музыки. Те времена он вспоминает с теплотой и ностальгией:– Прекрасная страна, замечательные люди, удивительная природа, доброжелательная атмосфера!
Ксения тоже скучает по этой древней земле, где, как говорят историки, много тысяч лет назад зародилась цивилизация.
– Не было дня, чтобы я не вспомнила Сирию, – признается она. – Чуть ли не каждую ночь я вижу ее во сне. Мы прожили там семь лет, родилась дочь Маргарита.
Но в 2012 году ситуация в стране серьезно изменилась. Заметно ухудшилось экономическое положение, жизнь стала тяжелой и дорогой. Инфляция достигла каких-то фантастических размеров. Но самое страшное – начались уносящие жизни множества людей теракты. Оставаться в Сирии было просто небезопасно.
Семь секунд под сводами
Через некоторое время после возвращения в Россию чета Авраменко начала строить планы на работу в другой, еще более далекой, но не менее прекрасной стране – Новой Зеландии.– Появилась возможность получить место в одной из церквей Окленда, – рассказывает Евгений. – Но в итоге не сложилось, и мы отправились в Калининград.
О том, что все обернулось таким образом, Авраменко не жалеют.
– Это мой родной город, – напоминает Ксения. – Я его люблю, меня всегда сюда тянуло. Даже в Сирии я по нему сильно скучала.
Евгению здесь тоже нравится.
– Я впервые приехал сюда еще будучи студентом, в 1995 году, и эта земля мне как-то запала в душу, – говорит он.
Особо Евгений отмечает свое место работы.
– В калининградском Кафедральном соборе без всяких натяжек – уникальный орган, – уверен он. – Во-первых, он самый большой в России, а во-вторых, это единственный в стране комплекс, состоящий из двух инструментов. В карельской Кондопоге в одном зале тоже два органа, но они никак не связаны между собой. А у нас – связаны! Кроме того, в соборе просто потрясающая акустика. Звук «летает» под сводами целых семь секунд. Это просто удивительно.
Всего, по словам Евгения, в России сейчас около 165 органов. При этом половина реги-онов не имеет ни одного. А в Калининградской области их десять. Семь из них в областном центре: два в Кафедральном соборе и по одному – в областной филармонии, католической церкви Святого Адальберта на улице Невского, в евангели-ческо-лютеранской церкви Воскресения на проспекте Мира, в католической церкви Святого Семейства на Лесопильной и в школе им. Глиэра. Также органы есть в зале компании «Макаров» в Светлогорске, в католическом приходе Св. апостола Андрея в Гусеве и католическом приходе Скорбящей Божьей Матери в Знаменске. Кроме того, рассказал Евгений, есть надежда привезти из Германии еще один маленький орган. В Кафедральном соборе он будет третьим.
Кстати, дома у Авраменко есть свой орган. Компактный, но мощный. Он электрический, играть на нем можно в наушниках. То есть ты репетируешь, оттачиваешь мастерство, никому не мешая. Впрочем, кому-то помешать органисту было бы сложно, даже включив звук инструмента на полную мощность.
– Когда мы выбирали жилье, основным условием было отсутствие соседей, – объясняет Ксения. – Сейчас у нас квартира с мансардой, рядом с которой никто не живет.
Поэтому там можно без опаски играть и на других инструментах, недостатка коих в семье Авраменко не ощущается. Например, на редком клавесине немецкой фирмы Neupert 1966 года выпуска.
Картины, куклы, витражи
Но не музыкой единой живут супруги Авраменко. Их дом – словно небольшой музей, где в качестве экспонатов работы Ксении. Это удивительные куклы, необычные картины из войлока, искусно выполненные витражи.– Я с детства любила всякое рукоделие, мне было интересно сделать что-то красивое самостоятельно, – рассказывает она. – Если я чего-то не умею, стараюсь научиться – смотрю мастер-классы на YouTube. Такая работа меня успокаивает, уравновешивает, гармонизирует. Это так полезно. Особенно для женской психики.
А еще Ксения занимается преподаванием, устраивает детские кукольные спектакли с собственноручно изготовленными персонажами и лично написанной музыкой, организовала детский ансамбль старинных инструментов «Гальярда».
Учитывая, что ей практически каждый день приходится выступать на сцене и репетировать, сам собой возникает вопрос о том, как Ксения все успевает. В ответ она пожимает плечами:
– Знаете, некоторые говорят: «Вот я сейчас посижу отдохну». Я не очень понимаю, как это, у меня так не получается.
Там, где разлита гармония
У Евгения тоже есть увлечение – он собирает разного рода связанные с органами артефакты: небольшие статуэтки, значки, монеты, марки, сувениры, литографии, офорты и так далее. Не так давно в Кафедральном соборе открылась его выставка «Орган в миниатюре» (0+), где представлена часть внушительной коллекции, насчитывающей около пятисот предметов.В общем, история семьи Авраменко в очередной раз иллюстрирует закономерность: талантливые люди талантливы во всем. И в то же время ломает устоявшийся стереотип о том, что двум творческим людям непросто ужиться. По дому музыкантов буквально разлита гармония. Хочется пожелать Ксении и Евгению, чтобы она не покидала его никогда.
История семьи Авраменко в очередной раз иллюстрирует закономерность – талантливые люди талантливы во всем
(Фото из архива семьи Авраменко)
Эти яркие картины «написаны» с помощью войлока
Ксения делает удивительные куклы для своих спектаклей
поделиться