или Зарегистрироваться
Земляки
4556
0
23 февраля 2022

Для полковника придумали легенду и позывной «Янтарь»

Николай Егоров возглавлял отряд СОБРа в Чеченской войне 
В нашей стране 15 февраля отмечается День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами РФ, а 23 февраля – День защитника Отечества. 
Журналисты «Страны Калининград» встретились с участником Первой чеченской войны полковником милиции в отставке Николаем Егоровым, для которого эти даты много значат.

Стал грозой бандитов

Николай родился в 1957 году в Тульской области. Отец трудился на шахте. Станция Узловая после войны была одним из угольных центров страны. Естественно, шахтеры были здесь самой востребованной профессией. Но Николай хотел стать военным, как старший брат. После школы отправился в армию. Окончив учебку с отличием, служил под Москвой в престижной Кантемировской дивизии. 
– В школу милиции попал случайно – по комсомольской путевке, – рассказывает Егоров. – Мечтал учиться в Ленинграде, но направление дали в Калининград. Поступил в местную школу милиции, которую окончил с красным дипломом. Нас готовили для московской Олимпиады 1980 года. Я был командиром взвода, который встречал в аэропорту Шереметьево иностранцев и отвечал за их безопасность. Позднее окончил юридический факультет Калининградского госуниверситета и стал работать в отделе милиции Московского района. За 10 лет прошел все ступени – от инспектора по делам несовершеннолетних до начальника милиции. 
Затем Егоров перешел на оперативную работу в управление по борьбе с организованной преступностью при УВД области. Здесь под его руководством будет создан 6-й отдел, впоследствии ставший УБОПом. Николай Александрович не раз лично принимал участие в поимке преступников-одиночек, обезвреживании вооруженных банд и освобождении заложников. 
В Калининград даже приезжала съемочная группа программы «Человек и закон» (18+), чтобы сделать документальный фильм о «грозе бандитов» Егорове.
– Громких дел было немало, – продолжает Николай Александрович, – например, история двух банд, совершавших нападения на зверосовхозы и меховые кооперативы. Было дело «кукольников», когда мошенники пачками продавали доверчивым гражданам купоны одного из банков. Освобождение предпринимателя из Славского района, которого вымогатели взяли в заложники и обещали отпилить ему циркуляркой ногу. Это также захват дезертира Рэмбо. Мы дали ему такое прозвище за то, что он, вооружившись автоматом Калашникова и восьмью полными магазинами к нему, планировал с Южного вокзала отправиться в Москву. 

06-Егоров.jpg
Николай Егоров награжден орденами

По особым правилам

Шел 1994 год. О том, что происходит в Чечне, узнавали из газет, в которых те события называли вооруженным конфликтом, избегая слово «война». 
– На тот момент я был замначальника регионального управления по борьбе с организованной преступностью, – вспоминает Егоров. – Однажды пришла делегация СОБРа. Мы, говорят, едем в командировку в Чечню. Хотим, чтобы вы стали нашим командиром. Как отказать людям, которых я отлично знал – вместе участвовали во многих операциях по задержанию бандитов. Это были настоящие профессионалы. Они мне оказали доверие, а это дорогого стоит! 
У СОБРа не хватало вооружения для войны – это ведь не бандитов брать. Пришлось обращаться за помощью к командующему Балтфлотом адмиралу Владмиру Егорову. К тому времени в Чечне погибли 46 калининградских морских пехотинцев, 123 ранены. Поэтому однофамильца уговаривать не пришлось. Нашим собровцам выдали гранатометы, гранаты и другое вооружение. По военным правилам Егорову придумали легенду, по которой он стал полковником Петровым с позывным «Янтарь». Супруге и дочери о предстоящей командировке на войну он признался в самый последний момент. А мама и вовсе узнала, когда сын вернулся назад. И у нее случился инсульт.
В мае 1995-го отряд под командованием «полковника Петрова» полетел в Москву, где на лесной базе ФСБ собровцы всего Северо-Запада прошли десятидневный инструктаж. Затем они отправились несколькими бортами военно-транспортных самолетов на Северный Кавказ. 
– Самолеты были забиты техникой, полевыми кухнями, провизией, одеялами, – говорит наш земляк. – Мы заходили последними, и для нас не осталось места. Некоторым все четыре часа полета пришлось стоять. 

Крещение огнем

Не секрет, что в начале вооруженного чеченского конфликта на войну отправляли всех подряд. Самый опытный российский солдат имел за плечами всего полгода срочной службы. Ребята гибли, не выдержав крещения огнем. Это позднее вышел приказ не брать в Чечню тех, кто отслужил меньше полугода.
Были потери и среди опытных сослуживцев. В декабре 
95-го в Гудермесе погиб лейтенант милиции Алексей Бровкович (Герой России – посмертно), позднее – майор Вилорий Бусловский. Родом из Грозного, он успешно прошел несколько командировок на Северный Кавказ и не вернулся из очередной поездки в родные места в 2000 году. 
Были и другие тяжелые моменты. В одной из станиц к ним обратились казаки. Они просили оружие для защиты семей от боевиков. Но им ничего дать не имели права, как ни жаль было людей, ставших, по сути, заложниками бандитов и террористов. А еще Егоров с горечью вспоминал, как просматривал кассету, изъятую у боевика. На видео был захват нашего блокпоста и казнь пленных солдат-мальчишек…
В 1999-м на конкурсе «Человек. Событие. Время» Николай Александрович стал «Человеком года» в номинации «Защитник». В 2000-м у Егорова была вторая чеченская командировка. Он награжден орденами Красной Звезды и Мужества и 12 медалями, в том числе «За отвагу». Сегодня Николай Егоров работает замдиректора фирмы. А еще он любит путешествовать, семь раз участвовал в пешеходном «Марше мира» в Нидерландах и души не чает во внучках-двойняшках.

06-Егоров-в-чечне.jpg
Калининградский СОБР в Чечне, 1995 год. Полковник Егоров – в темных очках

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27