В Калининграде сделали операцию, о которой ещё год назад — до открытия федерального кардиоцентра — нельзя было и мечтать. Малышу трёх дней отроду восстановили нарушенную анатомию магистральных сосудов сердца и подарили жизнь.
Санавиация не понадобилась
— Ярослав появился на свет синим и почти не дышал, — не может сдержать слёз Екатерина. — В региональном перинатальном центре поставили страшный диагноз: "критический порок сердца". Сказали, что ребёнку нужна экстренная операция, которую могут сделать в местном кардиоцентре. Времени на размышления не было. 14 ноября сынок родился, а 17 уже провели операцию. Она началась в 10.00, а через 3,5 часа мне позвонили: "Всё прошло хорошо". Моему ребёнку подарили жизнь, и это чудо! Здесь сказочно хорошие врачи, а старшая медсестра детского отделения Елена Плакидина в эти дни стала для меня родным человеком. Теперь будем отмечать с Ярославом два дня рождения…
— Ради таких операций и открывался кардиоцентр, — говорит заведующий детским кардиохирургическим отделением Вячеслав БЕЛОВ. — Раньше шанс выжить у таких малышей был ничтожно мал. Им могла помочь лишь срочная транспортировка в сопровождении целой бригады медиков с подключением аппарата искусственной вентиляции лёгких в ведущие клиники Москвы или Санкт-Петербурга. А нашему малышу повезло.
После рождения мальчик жил только за счёт вводимых ему специальных лекарств, поддерживающих функцию артериального протока. Важно, что не было упущено время. Вовремя сориентировались врачи перинатального центра, быстро известили кардиоцентр, оперативно прибывшая на место бригада наших врачей сделала УЗИ, согласовала тактику лечения, оформила в срочном порядке квоту.
Оперировала Ярика бригада из десяти человек. В ходе операции, проведённой в условиях искусственного кровообращения, была восстановлена нормальная анатомия сердца.
Каждый из врачей делал такие операции в своих городах (Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Мурманске, Астрахани — откуда приехали в наш кардиоцентр), но командой, слаженно, они работали впервые.
В конце недели счастливую маму с сыном выписали домой.
Самое ценное — время
Не так повезло другому, 4-летнему ребёнку, который недавно поступил в кардиоцентр. У мальчика та же транспозиция магистральных сосудов сердца, но упущено время. В столице ребёнку, проще говоря, наложили на сердце "заплату". От этого вида операции при простой транспозиции, по словам Вячеслава Белова, давно отказались в мире. "Заплата" не растёт вместе с ребёнком, не даёт крови течь свободно. Всю главную работу по "прокачке крови" в этом случае берёт на себя правый желудочек сердца, а не левый (как задумано природой). Вероятный исход для таких больных (если оставить всё, как есть): сердечная недостаточность и инвалидность к 15–16 годам.
— Ребёнка выписали из федеральной клиники и сказали приходить… через два года, — поражается хирург. — Но его состояние резко ухудшилось. Мы переделали злополучную "заплату" и начали тренировать левый желудочек сердца. Через полгода попытаемся восстановить анатомию сердца.
За неполные два месяца наши врачи сделали уже 86 операций на детском сердце. Пока калининградцы не очень активно идут в кардиоцентр. Негативное отношение к региональной медицине за один день изменить сложно: кто-то в принципе не доверяет местным врачам, других отговаривают в районных больницах, кто-то пребывает в заблуждении, что операции делаются здесь за деньги, хотя всё оплачивается из федерального бюджета и для пациентов абсолютно бесплатно.