Про них немало ходит слухов и домыслов. Но правда одна: эти люди, отважно сражающиеся с собственным зеленым змеем, бескорыстно протягивают руку помощи товарищам по несчастью. В Калининграде они работают уже 13 лет, но, к сожалению, об этом знают далеко не все. В числе постоянно приходящих на собрания – бизнесмены, домохозяйки, чиновники, рабочие, пенсионеры.
Врач-нарколог областного наркологического диспансера Владимир Касьян рекомендует своим пациентам обратиться в группу АА.
"Я высокого мнения о нашей калининградской группе, вижу реальные результаты её работы, – подчеркнул Владимир Касьян. – Многие из тех, кто посещает занятия АА, были моими пациентами. Сегодня это успешные люди, глядя на которых и не подумаешь, что человек серьезно болен. Важно, что занятия в группе АА бесплатны и доступны каждому. Там никто ничего не станет от вас требовать, нужно самому принять решение и начать выздоравливать".
По словам Касьяна, ситуация с алкоголизмом в области очень тяжелая.
"Он молодеет за счет пивного алкоголизма, который лечится очень сложно, – говорит Владимир Касьян. – Люди не понимают, что пиво – точно такой же раствор нейротропного яда, как водка, виски и другие спиртные напитки. Самому молодому моему пациенту 19 лет. Его привезли к нам с приступом белой горячки. Он пьёт как минимум с 16-ти лет".
Телефон группы +79114687829, электронный адрес [email protected].
Члены калининградского сообщества АА поделились своими откровенными историями.
"Думал, что смогу научиться пить "как все"
Калининградцу В. 51 год. В своё время закончил КВИМУ, ходил в море, где и начал выпивать, как многие моряки.
– У меня были периоды ремиссии, когда я не пил по году-полтора, – рассказывает В. – А потом за месяц скатывался на самое дно. "Торпедировался", прокапывался. Только что не кодировался. Делал это, скорее, по настоянию семьи – лишь бы отстали. Думал, что смогу научиться пить "как все". И не понимал, что алкоголизм – это хроническая болезнь, которая сохраняется, даже если ты не пьешь.
"Продал фирму и лёг в "психушку"
В 38 лет у В. была крупная фирма, он работал без выходных и при этом "не просыхал":
– Когда почувствовал, что мне совсем плохо, продал фирму и лёг в "психушку". Довольно быстро оклемался, и завотделением разрешил мне пользоваться его библиотекой. Я стал читать про алкоголизм и понял, что я алкоголик. Но в книгах не говорилось, как жить…
В некоторой степени В. повезло: кризис 1998 года он пережил в больнице, тогда как многие, потеряв бизнес, стали спиваться. Однако болезнь не отпускала, и, вернувшись в Калининград, В. вновь стал крепко выпивать – на охоте, рыбалке, тайком от товарищей. Стыдился, и ничего не мог с собой поделать, потому что для алкоголика приятие спиртного является таким же первичным инстинктом, как дыхание. Он не может не пить. За выпивку он способен украсть, обмануть, убить…
В. сделали две операции, но и после этого он пил всё подряд – одеколон, самогон с димедролом, технические настойки. Знакомые уже не давали в долг и прикидывали, сколько он проживёт – месяц, два.
Случайно В. увидел по телевизору рекламу столичного реабилитационного центра, очень дорогого. На удачу позвонил старому знакомому и попросил денег в долг. Тот почему-то поверил В. и дал 8000 евро. Но когда В. приехал в клинику и там сказали, что пить ему нельзя до конца жизни, чуть не сошел с ума. И кто-то из его наставников сказал: "Ты знаешь, что будет завтра? Нет. Вот ты проснулся и прими решение сегодня не пить".
В. последний раз принимал спиртное шесть лет назад. Он по-прежнему ходит на собрания АА, чтобы помогать другим.
"Помню только темноту"
С. – приятная, ухоженная женщина средних лет. В жизни не подумаешь, что несколько лет назад она стояла на грани гибели. Она никогда не пила много. Как все – по праздникам, под настроение. В жизни все складывалось удачно: муж, ребенок, хорошая работа. Но потом С. стала замечать, что становится более раздражительной, если не выпьет:
– Это произошло где-то к сорока годам. Мне казалось, что это у меня неразрешимые проблемы, и я могу себе позволить расслабиться и уйти от них. Пила не каждый день – раз в неделю, но это был для меня закон. Уезжала на дачу на несколько часов, выпивала, гуляла, спала и возвращалась, как будто ничего не произошло. Но муж замечал всё. И однажды он сказал: "Я ухожу от тебя". Для меня это было крахом. "Кодируйся", – сказал муж.
Она закодировалась и год жила без мысли о выпивке. Потом стала позволять себе по праздникам бокал вина. И незаметно вновь перешла к ежедневному пьянству. В семье опять начались скандалы.
– Я закодировалась во второй раз, – рассказывает С. – А через год снова стала выпивать. Была жуткая депрессия, я попала в психбольницу. Там мне поставили диагноз: алкоголизм. Я была ошарашена: этого не может быть!
Позже она осознала, что алкоголизм – это не распущенность или слабость, а болезнь. И пошла в группу АА. Но и это еще не было началом выздоровления.
– Через четыре месяца в моей семье произошло несчастье, были похороны, – продолжает С. – И я, будучи уверенной, что теперь многое знаю и всегда смогу остановиться, немного выпила, чтобы заглушить боль. И сама не заметила, как ушла в двухнедельный запой – единственный в моей жизни. Первую неделю ещё как-то себя контролировала и даже ходила на работу. Но однажды я проснулась утром в понедельник и не смогла выйти из дома. Дальше – неделя сплошной темноты. Периодически я приходила в себя и шла в магазин. Мне было стыдно: я шла к открытию в полшестого утра и врала, что покупаю не себе – соседу. Когда очухалась, закодировалась снова. А потом вернулась в группу и с того момента начала выздоравливать.
"Терпели меня только родители"
Е. утверждает, что алкоголиком его "сделали" почти пять лет назад:
– А до этого я был просто обыкновенным человеком. Только пил каждый день в течение 20 лет…
У меня были оправдания: я же не напиваюсь, как свинья, ежедневно. Только пару раз в неделю. Я семью содержу, что ещё надо? Конечно, это было зрелище, когда я приползал домой на карачках в два часа ночи с остатками картошки в порванной авоське... Конечно, я семью содержал, она не бедствовала...
В общем, считал, что я, как все, только мне немного не повезло: жена плохая, родители злые, начальники на работе все до одного сволочи. Поэтому из дома жена выгнала, с работ выгоняли через месяц-полтора. Терпели только родители, потому что им деваться было некуда.
В АА меня привел папа − меня, почти сорокалетнего мужика, который считал себя самостоятельным, но почему-то не мог принять ни одного решения сам.
Забыл сказать, что я много раз кодировался, иглоукалывался, сам зарекался − "никогда", но делал это для кого-то − для начальника, для родителей, для жены, для себя, любимого, лишь бы отвязались и не мешали мне бухать. После очередной процедуры пару дней терпел для приличия и напивался.
В АА в первый раз я шёл с брезгливостью, там ведь алкоголики. Знакомое чувство по наркологии. Там тоже лежали алкаши, а я был другой и попал к ним по случаю.
На собрании меня удивили женщины – красивые, ухоженные, со вкусом одетые. Присмотрелся и удивился ещё больше − мужчины такие же лощёные. Подумал, что собрались врачи или психотерапевты − ломать комедию. Но вот, они начали рассказывать, и сомнения у меня отпали. Истории все были про меня. У меня перехватило дыхание, прослезился, а после собрания пошёл и... напился.
Так и ходил примерно месяц: отсиживал два часа, внимательно слушал, а после собрания напивался. У нас занятия длятся два часа: первый – основная часть, второй − чай и разговоры. А между ними − перерыв. Так вот, в перерыве я умудрялся сгонять в ларёк и влить в себя чекушку или бутылку "девятки".
Но через месяц я вдруг заметил, что выхожу с собраний в прекрасном расположении духа, напевая и насвистывая. Тот день я запомнил на всю жизнь. Впервые мне не хотелось выпить, и я принял решение не пить совсем. Тому минуло уже почти пять лет.
9 вопросов об АА
Что такое АА?
– Сообщество мужчин и женщин, решившие преодолеть тягу к спиртному. Для этого им нужна помощь и поддержка членов АА.
Как они появились?
– Было это в США в 1935 году, когда два алкоголика – биржевой маклер Билл Вю и хирург Боб встретились и решили, что смогут помочь друг другу справиться с болезнью. 10 июня 1935 года появилось сообщество АА. В этот день Боб последний раз в жизни выпил алкоголь. Через 60 лет в АА состояло более 2 млн человек из 141 страны.
Если я приду на собрание АА, накладывает ли это на меня какие-либо обязательства?
– Нет. У нас нет списка членов, мы не ведём учета посещаемости. Вы не обязаны представляться или рассказывать о себе. Если вы решите больше не посещать собрания, то агитировать или надоедать вам никто не станет.
Что происходит на собраниях АА?
– Как правило, алкоголики рассказывают, до чего довело их пьянство, как они избавлялись от недуга и как живут теперь. Люди, которые приходят к нам, видят, что мы уже бросили пить и понимают, что исцелиться от алкоголизма можно.
А зачем приходят те, кто уже не пьёт?
– Алкоголизм – неизлечимая болезнь. Чтобы вести здоровый образ жизни, мы ходим регулярно на собрания, приобретаем там новые знания и пользуемся ими. Чем больше мы помогаем другим алкоголикам, тем меньше тянет к спиртному нас самих.
Как можно вступить в АА?
– Как только об этом заявите. Единственное условие для членства – это желание бросить пить.
Надо ли платить членские взносы?
– Нет. Обычно на собраниях собирают деньги "в шляпу", причем каждый дает, сколько может. Собранные средства идут на аренду помещения, чай и т.д.
Многие считают, что АА – это что-то вроде секты.
– Секта – религиозная группа. АА не связаны ни с одной религиозной или политической организацией, не вступает в полемику по каким бы то ни было вопросам, никого не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов.
Можно ли прийти на собрание со своей семьей?
– Только на открытые собрания.