Все люди подвержены влиянию окружающей среды и психическому напряжению, но больше всего перечисленное проявляется у детей. С некоторыми аспектами детской психологии "Вечернему трамваю" помогла разобраться педагог-психолог МОУСО школы № 7 Калининграда Елена Титова.
В этой школе с согласия родителей проводятся платные занятия с их чадами два раза в неделю. Один день с детишками занимается педагог, другой день – психолог. С дошкольниками педагог изучает математику и русский язык в игровой форме: дети узнают цифры, буквы, рисуют... Это больше похоже на детский сад при школе. Ребёнка надо подготовить к ней, ему необходимо пройти так называемую начальную школу, потому что некий адаптационный период может происходить без нее сложнее или дольше. Ребёнок привыкает к данной территории и с каждым днём всё больше чувствует себя на ней как дома. Он понимает, что в школе есть классы, что тут есть некие правила. Дети в начальной школе не сидят тихо и спокойно, как на уроках, но педагог их приучает к неким правилам, которые будут в дальнейшем в школе.
Психолог тоже проводит занятия в игровой форме. Здесь дети лепят, вырезают и приклеивают бумагу, также рисуют. Такого рода занятия развивают и тренируют у детей мелкую моторику.
– Сегодня такое время: родители заняты, динамика огромная! Они не могут себе позволить заниматься с ребёнком дома. В детском саду кто-то делает эти упражнения с детьми, а кто-то – нет, – сказала Елена Титова.
Некоторым детям присуще напряжение в кистях рук. Они элементарно не могут держать ручку, а если и могут, то рука быстро устаёт. Тут идёт колоссальное напряжение, так как мелкие мышцы рук (если ребёнок не вырезал, не лепил и т. п.) не разработаны.
– Есть детки, которые не умеют держать ножницы, а если и умеют, то не могут вырезать даже линию, – продолжает Титова.
Существует занятие, которое Елена Титова называет "сказкатерапия". Во время неё педагог-психолог читает одну сказку, а затем с детишками разбирает её: "Чему сказка учит?", "Что понравилось?", "На какого персонажа вы больше хотели бы быть похожи?"... После обсуждения Титова предлагает дошкольникам инсценировать сказку. Причём детишки сами себе выбирают роли.
– Инсценировка позволяет детям взаимодействовать друг с другом, бывать в разных ролях, не обижаться по пустякам, – продолжает психолог.
Дети восприимчивы ко многим фразам, в особенности к родительским. Они не понимают, что родитель может наговорить сгоряча или накричать только потому, что он устал. Говорят, что дети агрессивные, но на самом деле это не так – они просто-напросто искренние.
– Саше Петя наступил на ногу, и тот сразу: "Да ты козёл, бегемот, дурак!". Дети честно говорят о том, что им больно и обидно, – считает Титова.
То же самое дети думают и о взрослых: "Если родители сказали, что я неумёха, то оно так и есть!". Чьи-то чада (в зависимости от темперамента) с такой фразой справятся, а чьи-то возьмут и замкнутся в себе!
– Не нужно, если нет времени, уделять детям внимание по полтора часа в день! Хотя это хорошо, когда мамочка поддерживает уют в доме, а папочка приносит мамонта, но сейчас такое время! Главное хотя бы минут 15-30, но каждый день посвящать ребёнку. Плюс должны быть чёткие ритуалы: каждый вечер, примерно в одно и то же время родители проводят своё время только с ребёнком. В это время ничего не должно быть на свете кроме своего чада: ни кастрюль, ни телевизора, ни звонков с работы...