Справка «СК»
Виктор Дмитриевич Анохин родился в Казахстане в 1946 году. Окончил Алматинский государственный мединститут, факультет «Лечебное дело». Работал заведующим хирургической службы БСМП г. Кустаная, зам.главврача по лечебной работе и главным врачом этой же больницы. Возглавлял управление здравоохранения, а с 1995 по 1997 гг. - Фонд ОМС Кустанайской области. С 1997 по 2005 гг. работал заместителем и первым замом директора терфонда ОМС в Калининграде. В конце 2005 г. назначен его директором.
- С этого года все работающие граждане имеют право бесплатно пройти диспансеризацию. Выходит, любой житель области может отправиться на медосмотр?
- Приказ Минздрава России о диспансеризации работающих граждан вступил в силу 24 марта, мы сейчас готовим нормативные документы, чтобы запустить этот процесс. Выясняется, сколько пациентов смогут принять поликлиники. Думаю, вопрос решится в течение месяца. Работодателю нужно будет заключить с поликлиникой договор на полную диспансеризацию сотрудников. Платить организации не придется - деньги в поликлинику поступят из федерального Фонда обязательного медицинского страхования. Раньше диспансеризацию проходили только дети, подростки, абитуриенты, студенты, инвалиды участники ВОВ, неработающие пенсионеры, чернобыльцы, бюджетники и «вредники».
- Многие сетуют на ужасное качество медосмотров: врачи уделяют пациенту не более 5 минут. Это нормально?
- Наша задача – оплачивать выполненные поликлиниками услуги, а за их качеством обязан следить главврач. Но на жалобы отреагируем обязательно. К примеру, если выяснится, что во время диспансеризации пациент прошел не всех врачей или у него не были взяты необходимые анализы, поликлиника денег не получит.
- В начале прошлого года в медицинских учреждениях ввели новый механизм финансирования. Рассчитывали, что качество медпомощи улучшится. Но, к большому сожалению, это случилось далеко не везде. Почему?
- Очень трудно переломить психологию людей, в том числе врачей, которые привыкли получать зарплату независимо от качества выполненной работы и количества принятых пациентов. Профилактическую работу в 90-е годы мы практически похоронили. Многие люди своего участкового врача даже в глаза не видели, хотя он обязан регулярно посещать пациентов на дому, чтобы вовремя поставить диагноз и вылечить болезнь на начальной стадии. При новой системе финансирования врачи должны работать, чтобы предотвратить болезнь. По идее, подушевой норматив и должен был научить руководителей зарабатывать деньги, но пока у них это плохо получается.
- Неужели дело только в том, что руководители поликлиник оказались плохими менеджерами?
- В основном это так. Во многих учреждениях отсутствуют журналы самозаписи, записаться по телефону к специалисту невозможно; в первой половине дня, к примеру, принимают больных только по больничным листам, а работающие граждане вынуждены сидеть в очереди, нет приема до последнего пациента - это все неправильная организация работы амбулаторно-поликлинического учреждения. Соответственно, и пациент ищет более доступную помощь в другом месте, а деньги уходят за ним. К примеру, в прошлом году поликлиника многопрофильной больницы потеряла более 4,5 тысячи человек, от поликлиники № 1 на ул. Невского открепились более 2 тысяч.
- Может, у главврачей не было возможности получить квалификацию менеджера?
- В прошлом году они проходили курсы повышения квалификации управленцев здравоохранения. Кто-то побывал в Москве, приезжали и к нам специалисты из столицы, разъясняли, как работать по новой системе. Специального диплома «главврач-управленец» не бывает. Если в регистратуре очередь, ни на каких курсах не скажут, как от нее избавиться. Если в поликлинике терапевты загружены – увеличьте их штат, нет узких специалистов – платите таким врачам хорошую зарплату.
- А может, поспешили… Почему бы для начала не опробовать новый механизм на каком-нибудь одном учреждении и только потом вводить его повсеместно?
- Я считаю, что надо внедрять новые методы сразу. Да и проблемы у нас были только в январе, а сейчас ситуация в 90% медучреждений стабильная. Я все районы обзвонил, деньги на счетах есть. Проблемы только у ЦРБ Пионерского, там раздут штат врачей, а больных нет. В 7-й поликлинике Калининграда практически нет прикрепленных пациентов. В БСМП была задержка зарплаты в этом месяце, но я точно знаю, что это вина руководства больницы, так как деньги на счету были – 9,5 млн руб.
- Но ведь доходит до абсурда. Как инфекционной больнице можно выполнить план и тем самым заработать деньги: выходить на улицы и заражать людей?
- Обойдемся без таких радикальных мер. Нужно сокращать койки и лечить столько больных, сколько поступает. В прошлом году областная инфекционная больница была загружена лишь наполовину.
- В последнее время стало трудно получить направление на госпитализацию. Кто контролирует этот процесс?
- Показания к госпитализации определяет лечащий врач – это прописано в программе госгарантий. Если он своевременно не направил пациента в больницу, к поликлинике применяются экономические санкции. К примеру, запущенный больной попал в стационар, главврач направляет «сигнальное извещение» либо в его страховую компанию, либо в фонд ОМС. В этом случае проводится проверка, и медучреждение наказывается рублем. К примеру, лечение такого больного обошлось в 10 тысяч рублей, поликлиника не только платит за него деньги в больницу, такая же сумма удерживается в качестве штрафа. Получается, медучреждение платит за свои ошибки дважды. А главный врач уже пусть решает, как наказать нерадивого врача. Вы также можете обратиться с проблемами в страховую компанию (телефон указан в полисе) или в терфонд ОМС (тел. 95-67-41).
- А у нас кого-то уже наказали за несвоевременную госпитализацию?
- Да, в прошлом году за подобные нарушения оштрафовали несколько поликлиник в Калининграде – №№ 1, 8, 6 , поликлиники горбольниц № 1 и 3. В поликлинике № 6 (п. им. А. Космодемьянского) было зафиксировано семь случаев, когда врачи не направляли вовремя пациентов в больницу. Больше всего подобных ситуаций в Славском районе. Нарушения были в поликлинике Славска, районной больнице Большаково и в Ясновской больнице. Единичные случаи несвоевременной госпитализации мы регистрировали в Балтийске, Советске, Гурьевске, Гусеве, Зеленоградске, Полесске и Мамоново. Всего за год зарегистрировано 25 случаев, когда людей вовремя не направляли в стационары. Общая сумма штрафов за несвоевременную госпитализацию в прошлом году составила 70 тыс. руб. А всего в прошлом году за некачественное лечение, плохое ведение медицинской документации и другие нарушения мы наказали стационары на 3 млн руб., а поликлиники - на 1 млн 80 тыс. руб. Хуже всего дела в этом плане обстоят в больнице п. Большаково, Краснознаменске, Озерске, Немане и госпитале ветеранов всех войн в Калининграде.
- А если речь идет о плановой госпитализации, имеет ли право пациент выбрать любую понравившуюся ему больницу?
- Да, допустим, житель Зеленоградского района приходит к своему врачу. Пациенту показана операция. Доктор может предложить ему местную больницу, но если тот пожелает лечь в областную больницу, доктор не вправе ему отказать. Конечно, речь идет о тех, кому операция действительно показана. Но отмечу, что больной будет госпитализирован в порядке очереди. И хотя в программе государственных гарантий срок ожидания не определен, как правило, больного направляют в стационар в течение месяца.
- Кстати, поговаривают, что именно в областную клиническую больницу очень трудно добыть направление на госпитализацию…
- В ОКБ сейчас места есть. Более того, стала действовать новая схема приема в областные детскую и клиническую больницы. Пациенту не обязательно получать направление на госпитализацию от поликлиники. Нужно лишь иметь на руках направление на консультацию к главным специалистам министерства здравоохранения – это зав. отделениями больниц. А они уже решат, показано ли лечение в стационаре и как срочно. Если у вас нет направления от врача поликлиники, можно обратиться самостоятельно на платной основе.
В тему: Подождите годик
В нашу редакцию продолжают поступать отклики на публикацию «Медицину лихорадит» («СК» № 11, 12 марта). Многих неприятно удивила полученная в феврале зарплата, которая оказалась меньше прошлогодней. Медики считают, что виной тому новая методика оплаты труда, рекомендованная региональным минздравом. Ситуацию мы попросили прокомментировать ее разработчиков.
Ведущий консультант экономико-правового отдела Надежда Ходосевич:
- Если раньше люди получали деньги за ставки, которых могло быть множество, то сейчас зарплата начисляется за конкретную работу. Наша методика не является догмой, медучреждения сами могут решать, какие надбавки и коэффициенты вводить, за что поощрять работника, а за что наказывать. К примеру, я вхожу в совет областной клинической больницы. Там действительно есть отделения, потерявшие в зарплате. Но они не выполняют план, так как не загружены, поэтому койки придется сокращать.
И.о. министра здравоохранения Галина Перцева:
- Трудностей на начальном этапе введения нового механизма оплаты труда избежать невозможно. Нельзя за короткий срок сделать из руководителей хороших управленцев, а именно это сейчас является самой большой проблемой. Ошибок много, и мы вместе с каждым медицинским учреждением пытаемся их исправить. За два месяца нереально сделать так, чтобы все было хорошо, нужно подождать хотя бы год.
От редакции
Медики обвиняют мин-здрав, а министерство и терфонд ОМС считают виноватыми главврачей. Те, в свою очередь, собираются с силами и учатся работать в новых условиях. Пациенты по-прежнему сидят в очередях, им все так же хамят в регистратурах. Врачи не могут понять, какую зарплату им будут платить, и от этого злятся на пациентов. Так для кого работает министерство здравоохранения? Если вам есть что сказать по этому поводу, звоните в четверг, 27 марта, с 14.00 до 15.00.
Подготовила Наталья АНДРЕЕВА, [email protected],
фото Александра МАТВЕЕВА