А кому-то нравится «ходить» в виртуальные магазины. Как во время интернет-шопинга не купить «кота в мешке», рассказывает калининградский адвокат Андрей Касаткин.
- Какими законами и нормативными документами регулируется виртуальный шопинг?
– Это Правила продажи товаров дистанционным способом (№ 612 от 27.09.2007), Письмо Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» (№ 0100/10281-07-32 от 12.10.2007) и Закон «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 07.02.1992). С 1 января 2021 г. в РФ действуют обновленные Правила розничной торговли № 2463. При покупке товаров в интернет-магазинах продавец обязан представить потребителю подтверждение с номером заказа. В момент доставки при отсутствии самого покупателя товар передается любому предъявившему информацию о номере заказа. Это могут быть родственники или совместно проживающие с покупателем лица, и личные документы им предъявлять не надо. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров).
- Что должно насторожить и предостеречь покупателя на торговой интернет-площадке?
– В первую очередь доступность информации. Большая часть нарушений в виртуальной торговле по этой части. При отсутствии живого общения покупатель часто не знает, с кем имеет дело. Поэтому юрлица, торгующие дистанционно, обязаны сообщать на сайте или в рекламном буклете полное фирменное наименование, регистрационный номер, адрес, электронную почту или номер телефона. Индивидуальные предприниматели вместо фирмы указывают свои ФИО. Если продавец не зарегистрирован как ИП, ООО и не является самозанятым, гарантии Закона «О защите прав потребителей» не действуют.
- Какую еще информацию по закону обязан разместить онлайн-продавец?
– Должны быть сведения о потребительских свойствах товара, месте изготовления (это не только страна), способе приобретения и доставке, сроке службы-годности, гарантийном сроке и реальной цене. Продавец обязан указать условия и сроки действия специальных предложений, скидок, если они есть, порядок оплаты (предоплаты). Покупатель должен четко представлять себе предстоящие расходы. За отсутствие достоверной информации продавцу грозит штраф: гражданам от 1 500 до 2 000 рублей, юрлицам – от 30 000 до 40 000 рублей.
- Есть ли возможность проверить легальность продавца и качество его работы?
– Если это российский продавец, перед заказом попросите ИНН и проверьте информацию о нем на сайте налоговой инспекции: в реестре самозанятых (npd.nalog.ru/check-status/) и в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (egrul.nalog.ru/index.html). Стоит обратить внимание на сам аккаунт, количество подписчиков, наличие сайта и магазинов продавца в вашем городе, отзывы покупателей, способы доставки товара курьером (для возможной примерки), информацию о способах возврата товара, если он не подошел.
- Должен ли быть договор дистанционной купли продажи, подтверждающий онлайн-оферту?
– Да. Ознакомившись с товаром посредством каталогов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телефон, ТВ, радио), покупатель оформляет заказ. Ему присваивается номер. Это и есть договор розничной купли-продажи. Перед оплатой уточните у продавца возможность получить онлайн-чек. Дистанционный договор может иметь форму click-wrap-соглашения, заключаемого путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом договора и описанием условий сделки. Когда оплата производится на карту физлица, обязательно укажите в комментарии назначение платежа.
- В каких случаях можно отказаться от онлайн-покупки и вернуть деньги?
– Потребитель вправе отказаться от заказанного дистанционно товара надлежащего качества: - в любое время до передачи товара;
- в течение 7 дней после передачи товара без объяснения причин;
- в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата.
В условиях затянувшейся пандемии доставка разнообразных товаров на дом приобрела большую популярность
поделиться