или Зарегистрироваться
Вы спросили
4199
0
17 января 2022

«Ходите» в интернет- магазины с умом

Какие правила дистанционной продажи стоит знать потребителю
Многие предпочитают делать покупки классическим способом – пришел, пощупал-понюхал и оплатил выбранный товар на кассе. 
А кому-то нравится «ходить» в виртуальные магазины. Как во время интернет-шопинга не купить «кота в мешке», рассказывает калининградский адвокат Андрей Касаткин.

  • Какими законами и нормативными документами регулируется виртуальный шопинг?

– Это Правила продажи товаров дистанционным способом (№ 612 от 27.09.2007), Письмо Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» (№ 0100/10281-07-32 от 12.10.2007) и Закон «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 07.02.1992). 
С 1 января 2021 г. в РФ действуют обновленные Правила розничной торговли № 2463. При покупке товаров в интернет-магазинах продавец обязан представить потребителю подтверждение с номером заказа. В момент доставки при отсутствии самого покупателя товар передается любому предъявившему информацию о номере заказа. Это могут быть родственники или совместно проживающие с покупателем лица, и личные документы им предъявлять не надо. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров).

  • Что должно насторожить и предостеречь покупателя на торговой интернет-площадке?

– В первую очередь доступность информации. Большая часть нарушений в виртуальной торговле по этой части. При отсутствии живого общения покупатель часто не знает, с кем имеет дело. Поэтому юрлица, торгующие дистанционно, обязаны сообщать на сайте или в рекламном буклете полное фирменное наименование, регистрационный номер, адрес, электронную почту или номер телефона. Индивидуальные предприниматели вместо фирмы указывают свои ФИО. Если продавец не зарегистрирован как ИП, ООО и не является самозанятым, гарантии Закона «О защите прав потребителей» не действуют. 

  • Какую еще информацию по закону обязан разместить онлайн-продавец?

– Должны быть сведения о потребительских свойствах товара, месте изготовления (это не только страна), способе приобретения и доставке, сроке службы-годности, гарантийном сроке и реальной цене. Продавец обязан указать условия и сроки действия специальных предложений, скидок, если они есть, порядок оплаты (предоплаты). Покупатель должен четко представлять себе предстоящие расходы. За отсутствие достоверной информации продавцу грозит штраф: гражданам от 1 500 до 2 000 рублей, юрлицам – от 30 000 до 40 000 рублей.

  • Есть ли возможность проверить легальность продавца и качество его работы?

– Если это российский продавец, перед заказом попросите ИНН и проверьте информацию о нем на сайте налоговой инспекции: в реестре самозанятых (npd.nalog.ru/check-status/) и в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (egrul.nalog.ru/index.html). 
Стоит обратить внимание на сам аккаунт, количество подписчиков, наличие сайта и магазинов продавца в вашем городе, отзывы покупателей, способы доставки товара курьером (для возможной примерки), информацию о способах возврата товара, если он не подошел.

  • Должен ли быть договор дистанционной купли продажи, подтверждающий онлайн-оферту?

– Да. Ознакомившись с товаром посредством каталогов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телефон, ТВ, радио), покупатель оформляет заказ. Ему присваивается номер. Это и есть договор розничной купли-продажи. Перед оплатой уточните у продавца возможность получить онлайн-чек. 
Дистанционный договор может иметь форму click-wrap-соглашения, заключаемого путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом договора и описанием условий сделки. Когда оплата производится на карту физлица, обязательно укажите в комментарии назначение платежа. 

  • В каких случаях можно отказаться от онлайн-покупки и вернуть деньги?

– Потребитель вправе отказаться от заказанного дистанционно товара надлежащего качества: 
  • в любое время до передачи товара; 
  • в течение 7 дней после передачи товара без объяснения причин; 
  • в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата. 
Возвращение покупки осуществляется на тех же условиях, что и при традиционной продаже – это сохраненный товарный вид и потребительские свойства. Продавец обязан вернуть вам уплаченные средства за исключением расходов на доставку возвращенного товара не позднее 10 дней со дня предъявления требования.

04-доставка-яндекс-(3).jpg
В условиях затянувшейся пандемии доставка разнообразных товаров на дом приобрела большую популярность 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3