Анна Валентиновна Бабаджанова-Павлова - логопед-дефектолог «Реацентра» в Калининграде. Кандидат психологических наук, доцент, преподаватель, ученый и практик, автор научных публикаций в области детской психологии.
Родилась в 1968 году в селе Девятины Вологодской области. После школы училась в Череповецком педагогическом институте, а затем работала воспитателем. Далее поступила в аспирантуру МПГУ имени Ленина и защитила кандидатскую диссертацию по развитию мышления.
Работа и розы
Анна Валентиновна выбрала Калининград в 1996 году из-за его красоты. Ее поразили цветущие каштаны, многочисленные кусты роз и необычная природа региона. Город стал для нее не только местом работы, но и домом, где она смогла реализовать свои профессиональные и духовные стремления.
Сегодня Анна Валентиновна работает в Калининградском реабилитационном центре, специализируясь на помощи детям с множественными нарушениями развития, тяжелыми речевыми расстройствами и другими особенностями. Она видит в каждом ребенке не проблему, а потенциал для развития. Признается, что чем сложнее случай, тем интереснее работать.
Анна Бабаджанова-Павлова принимает детей не только из Калининграда и области, но и из других регионов России, из-за рубежа, например, из ОАЭ или Германии. Опыт, полученный в реабилитационной работе, передает студентам университета, обучающимся по специальности «Дошкольное образование плюс логопедическая деятельность». По её мнению, преподаватель должен не только обучать теории, но и делиться практическими навыками, чтобы студенты видели реальные примеры успешной помощи детям.
Служба в церкви
В Калининграде Анна нашла утешение и вдохновение в Крестовоздвиженском храме и соборе Христа Спасителя, посещая вечерние службы с 1996 года. Ее пригласили вести воскресную школу. Одна из программ была связана с приемником-распределителем для детей от 3 до 14 лет, попадали они туда по разным причинам, включая кражи и побеги из дома. Дети находились в этом учреждении от 3 до 60 дней, до выяснения их личностей и оказания помощи.
Это сотрудничество удивляло студентов и преподавателей, которые видели Анну Валентиновну в такой роли. Кандидат психологических наук драила пол или смотрела за свечами в храме — это казалось необычным. До рождения первого ребенка Анна продолжала работать в воскресной школе и заботиться о порядке в храме.
Анна Бабаджанова-Павлова училась в Свято-Тихоновском институте на заочном отделении, что позволяло ей говорить с детьми о вере.
Про переезды
Когда люди покидают родные города и деревни, они всегда переносят с собой частички своей жизни. Ранее это были большие деревянные сундуки, в которых находились предметы из детства и юности — фотографии, игрушки, книги. Эти вещи символизировали не только физическое перемещение, но и эмоциональную нагрузку.
«Я в «Реацентре» часто спрашиваю у родителей: «А что вы привезли с собой в Калининград, может, иконку, или игрушку, или книги?». Чаще всего перевозят как раз игрушки, чтобы передать их детям», - рассказывает Анна Валентиновна. Скорее всего, это связано с тем, что игрушки универсальны, по ним можно проследить, как раньше жили дети, разумеется, использовать их по прямому назначению. Так из поколения в поколение и появляются семейный реликвии.
Анна Валентиновна принесла в музей Советского детства при БФУ им. Канта три своих реликвии. Как раз в студии университета и состоялась эта беседа
Газета «Гатцука»
Газета Алексея Гатцука, издававшаяся с 1875 по 1890 год, была значимым источником информации для своего времени. Гатцука был не только издателем, но и археологом, писателем и публицистом. За годы существования газеты её тираж достигал до 30 тысяч экземпляров в неделю. Например, издание, которое сохранила Анна Бабаджанова-Павлова, относится к 1885 году и содержит скреплённые страницы газеты за каждую неделю, все 52 экземпляра. Это произведение стало важной частью семейной истории, так как прабабушка Александра Андреевна, родившаяся до революции и скончавшаяся в 1945 году, читала эти газеты.
Анна Валентиновна с братом с удовольствием изучали газету в детстве. Они разгадывали ребусы, восхищались литографическими картинками и узнавали о событиях, происходивших в стране и мире. Газета уделяла внимание как научным открытиям, так и культурным событиям, освещая жизнь и деятельность писателей, философов и ученых.
Особое внимание стоит уделить тому, как менялся подход к подаче информации. Если сравнить материалы, опубликованные Гацукой в 1885 году, с современными источниками, можно увидеть, как различается взгляд на одни и те же события и личности. В газете также есть небольшие фрагменты произведений, которые сегодня трудно отыскать. Это делает её еще более ценной как исторический документ.
Газета А. Гатцука, изданная в 1885 году
Пятнашки и Пугачева
Игру «Пятнашки» Анна Валентиновна привезла в память о прабабушке. В детстве у неё было около тридцати пятнашек, сейчас осталось двадцать, непонятно из чего сделана баночка, ведь пластмассы тогда не было. Цель игры — забить максимальное количество пятнашек в баночку при помощи «биты» (пятнашки с толстым концом), что развивает концентрацию и мелкую моторику.
Анна в 1982 году была в Артеке и взяла с собой игру. Иностранцы заинтересовались пятнашками, даже композитор Владимир Шаинский пробовал свои силы. Певица Алла Пугачёва была впечатлена историей игры. Анна Бабаджанова-Павлова брала «Пятнашки» в институт, где студенты также охотно играли. Теперь и дети в реабилитационных центрах знают про пятнашки.
Дореволюционные пятнашки
Текст - Марк Терехов, фото автора
Копии находятся в Музее советского детства