или Зарегистрироваться
Обучение
3023
0
23 декабря 2021

Современные школьники хотят видеть безZOOMного учителя

От своего преподавателя дети ждут, чтобы он не боялся ошибаться и научил их жить в постоянно изменяющемся мире
В течение пяти дней – с 13 по 17 декабря – в Калининградской области проходил IV Форум молодых педагогов. 
Учителя, которые в профессии совсем недавно (от трех месяцев и до пяти лет), смогли поучаствовать в обучающих тренингах и мастер-классах у опытных коллег, послушать именитых спикеров. 
Организатором форума наряду с региональным министерством образования традиционно выступает Калининградский областной институт развития образования – КОИРО. Всего в мероприятии приняло участие более 300 преподавателей не старше 35 лет.
– Быть молодым учителем – это очень непросто, – поясняет «СК» цели форума ректор Института развития образования Лилия Зорькина. – С одной стороны, ты принял решение быть полезным обществу. А с другой, когда ты попадаешь в реальную школу, часто там сталкиваешься с трудностями, которых не ждал. Это определенное поведение детей, родителей, сложные отношения с коллегами и т. д. Словом, иногда оказывается, что твои ожидания не очень совпадают с ре-алиями. К тому же порой нагрузка такая, что ты чувствуешь, как будто ошибся в выборе профессии. И на таких форумах мы собираем молодых учителей как раз для того, чтобы они могли обменяться впечатлениями от работы, поделиться проблемами. И там новичок понимает, что он в своих переживаниях не одинок, в соседней школе его коллега испытывает такие же сложности. И у тех, кто уже много лет отдал школе, они так же были! Наша главная задача, чтобы молодой учитель остался в школе, а выход из ситуации всегда найдется. 
По словам Лилии Зорькиной, нынешний форум отличался расширенной географией. 
– Я рада, что в этом году мы смогли провести ряд меропри-ятий в 11 муниципалитетах. Во-первых, сейчас нельзя собирать большое число людей, а с другой стороны, нам важно как способствовать объединению молодых учителей в границах одного муниципалитета, так и подружить их с коллегами из соседних. 
Еще одна новинка уходящего года – знакомство с современными предприятиями. Молодые учителя побывали на экскурсиях инновационного кластера «Технополис GS» в Гусеве, в индустриальном парке «Храброво» и группе компаний «Содружество» – одном из крупнейших предприятий по глубокой переработке семян масличных культур в России. 
– Мы видим, как развивается экономика региона, и, конечно, не можем оставлять в стороне школьного учителя, – поясняет задумку ректор института. – И, судя по отзывам, с этим угадали. Например, учитель химии поделился, что теперь, когда будет ученикам рассказывать про органику, сможет привести в пример процесс на местном производстве! Ведь главная задача учителя – не только дать знания, но и показать детям, где их можно применить. И кого-то это заинтересует с точки зрения будущего места работы. 

Вызовы времени

Обращаясь к молодежи, Лилия Зорькина, сама отдавшая системе образования 25 лет, призналась, что сегодня работать учителем стало сложнее. Одна из причин – интернет, который сделал школу прозрачной. 
– Теперь у педагога нет права на ошибку, – говорит ректор. – И нам приходится тщательно взвешивать любой свой шаг в цифровом пространстве. 
Кроме того, сегодня перед учителем стоит немало профессиональных вызовов. Это и требование переходить на индивидуализированное обучение, и необходимость привлекать на свою сторону родителей учеников, хотя большинство из них часто настроены к школе весьма критично, и многое другое. 
В следующем учебном году российские школы ждут обновленные образовательные стандарты (ФГОС). 
– Учителям придется с этим разбираться, – говорит Лилия Зорькина. – При этом учебников, которые бы соответствовали обновленным ФГОС, никто к сентябрю не выпустит. Но мы в Институте развития образования готовы вместе с учителями разбираться, как использовать имеющиеся учебные пособия под обновленный стандарт. 
Но самый главный вызов, по мнению ректора, перед молодыми педагогами еще сложнее.
– Удержите себя в профессии, – говорит она. – И сделайте это таким образом, чтобы работа приносила вам удовольствие. Без этого в любом деле непросто. А мы в свою очередь поможем вам справиться со всеми трудностями.
В том числе для решения этих задач в 2021 году в КОИРО открылся Центр непрерывного повышения профессионального мастерства.
– Драйверами своего развития являетесь вы сами, – обратилась к педагогам начальник Центра Ольга Блохина. – В наших лабораториях есть много ресурсов, которые помогут педагогам быть на шаг впереди. Мы готовы прорабатывать и предоставлять любые возможности для вашего роста, добывать гранты и проекты. С вашей стороны нужна только активность.

Из пятерки лучших 

Организаторы форума пригласили в Калининград на лекцию Анастасию Шрамко. Она  учитель русского языка и литературы из Ставрополя, которая вошла в пятерку призеров конкурса «Учитель года России – 2021». В живом выступлении победитель честно поделилась с молодыми коллегами, что и у нее бывают моменты усталости, нежелание что-то делать и просто человеческие страхи. 
– Конкурс шел 10 месяцев, и не было месяца, чтобы я не думала: «Ну зачем я в это ввязалась?» Провела открытый урок и, дожидаясь результата, гуляла и думала: «Все пропало, все не то, все не так!» – делится педагог. – Это нормальные моменты слабости. Но потом, когда проходишь путь до конца, понимаешь, как здорово, что не сдался! 
По мнению Анастасии, несмотря на то, что сегодня появляется много образовательных технологий, самым главным на уроке по-прежнему остается учитель. И важно, какой он. 
– Сейчас появилось выражение: «Нам нужен безZOOMный учитель». И это правда во всех смыслах. Это именно то, что просят наши дети. Им нужен учитель, который сам не будет бояться ошибаться и научит их тому же. Это должен быть педагог, который будет постоянно самосовершенствоваться и готов жить в постоянно меня-ющемся мире. Кроме того, всем давно надо осознать, что мы уже живем в цифровом мире.
И потому учитель, по мнению Анастасии, также должен быть цифровым. 
– И это не тот, кто умеет пользоваться приложениями, – поясняет она. – А тот, кто подготовит ребенка к будущему миру. Он точно будет цифровым, и я, как учитель-словесник, задаю себе вопрос: «С чем чаще всего мои выпускники будут сталкиваться в жизни? С текстом «Войны и мира»? Или же с форумом, где пишут, почему болит в правом боку?» Я не говорю, что классика не нужна. Нужна! Но сегодня мы за детей делаем выбор в пользу только классических текстов, а работать надо и с цифровыми. 
На своих уроках лучший учитель разбирает с детьми посты в «Инстаграме» на предмет ошибок. А еще вместе завели канал на «Ютюбе», где анализируют произведения классиков, записывают подкасты и многое другое. Словом, облекают в современные формы традиционные уроки. 

Сертификаты на жилье 

Не менее интересно в ходе форума прошел разговор с практикующим психологом, кандидатом филологических наук БФУ им. И. Канта Анжеликой Остапенко. В ходе ее мастер-класса молодые педагоги учились предотвращать коммуникативные конфликты – между учителем и учеником, с их родителями и т. д. 
А завершился форум сессией вопросов-ответов с министром образования области Светланой Трусенёвой. 
– Нам весьма ценно, что вы сегодня в системе, – обратилась она к педагогам. – Потому что наши дети меняются, и во многом они похожи на вас. Вам, молодым, они более понятны. И нам важно, чтобы вы удержались в нашей системе координат – калининградском образовании. 
Вопросы министру задавали разные. Но чаще всего – о социальных выплатах и других мерах поддержки. 
 – Сегодня идет процесс перезагрузки всей системы образования, – ответила Светлана Трусенёва. – В связи с чем с большой долей вероятности в 2022 году будет введена иная система оплаты труда в бюджетных учреждениях. Сейчас мы активно участвуем в ее обсуждении. А пока мы планируем с будущего года поднять зарплаты на 10%. Кроме того, на днях мы обсуждали с губернатором меры социальной поддержки для педагогов, в том числе жилищный сертификат. Глава региона предложил увеличить его размер, а также ввести компенсацию части арендной платы за съемное жилье для молодежи, кто проработал в школе не менее трех лет. 
В конце встречи министр пожелала педагогам использовать возможности форума, чтобы в итоге стать единым сообществом, которое «слышит, понимает друг друга, может выступить с единой оформленной инициативой, с какими-то предложениями и идеями». 
– Потому что сегодня время проектов и команд, которые реально могут что-то двигать вперед, – сказала Трусенёва. 

Почему выбрали профессию педагога? 

«СК» спросила у молодых учителей, почему они выбрали эту профессию и что в ней сегодня для них кажется сложным. 

10-СЫЧЕВА.jpg

Анастасия Сычева, школа № 4 Черняховска, учитель русского языка и литературы, 27 лет:
– Я преподаю пятый год. Выбрала эту профессию, потому что у меня были хорошие учителя. Сработал их пример и любовь к литературе. Стараюсь привить ее теперь на своих уроках. Всегда ищу ниточки, за которые можно притянуть интерес прочитать книгу. Тем более что в Калининградской области много отсылок к литературе. Взять того же Гофмана, Твардовского, Достоевского, который был здесь проездом. Я и родителей учеников всегда прошу делать какие-то отсылки и самим читать активно. Потому что личный пример всегда работает. 


10-КРЫСАНОВА2.jpg
Татьяна Крысанова, преподаватель истории, географии и обществознания в школе № 19 Калининграда, 23 года: 
– Считаю, что учитель – это достойная профессия. К тому же я люблю детей и взаимодействовать с людьми. И вообще здорово ощущать себя тем, кто создает будущее для своей страны. Работаю я второй год. А пришла в школу как раз 5 октября – в День учителя, и ребята из 5 «Г» класса встретили меня цветами. Так что мой первый урок был запоминающимся. Пока самое сложное в работе – найти подход к некоторым детям, но здорово, что в этом плане старшие коллеги всегда помогут. У нас есть практика, когда опытные педагоги ходят на уроки и говорят потом, что сделал не так, а что вышло отлично. Это сильно помогает в работе. 


10-1ЧИРИЧЕНКО.jpg
Александр Чириченко, учитель физической культуры и спорта в школе № 1 Немана, 27 лет: 
– Я преподаю полгода. Раньше занимался с детьми-инвалидами в детдоме-интернате пос. Крылово. Наработанные знания помогают мне сегодня: реалии таковы, что из 30 детей, пришедших на урок, только треть могут заниматься без ограничений. К остальным индивидуальный подход в силу проблем со здоровьем. И это нужно учитывать в ходе урока. А еще всякий раз ищу, как заинтересовать ребят занятиями спортом. Хотя много и активных учеников. На днях в Советске наши мальчишки 7–9-х классов достойно играли с ребятами, которые професси-онально занимаются футболом. А девочки осенью заняли первые места в баскетболе и волейболе и вышли на региональный этап. 


10-ЛОСЕВА2.jpg
Евгения Лосева, учитель русского языка и литературы в лицее № 23 Калининграда, 25 лет: 
– Педагогом я стала только благодаря моему учителю Татьяне Александровне Ланиной. Она была классным руководителем в 10–11-х классах и сподвигла меня пойти на филфак, а уже на последних курсах вуза пригласила на работу в родные стены. Я чувствую огромную поддержку от педагогов, которые меня когда-то учили, а теперь помогают в качестве коллег. Это серьезно мотивирует. Работаю я четыре года и уже стала победителем муниципального этапа конкурса професси-онального мастерства «Педагогический дебют – 2020». 



Реклама

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27