или Зарегистрироваться
Обучение
2861
0
05 октября 2021

Систему образования учителя создавали с нуля

На территории Калининградской области 75 лет назад нужно было не только строить дома и предприятия, но и срочно сажать за парты приехавших сюда детей
Корреспонденты «Страны Калининград»недавно побывали в школе пос. Большаково, что в Славском районе. Ей исполнилось 75 лет, как и всей Калининградской области. Тогда классы для детей переселенцев пришлось делать срочно. За одной партой сидели ребята разных возрастов и из разных областей Советского Союза. Не забыли и про немецких детей – до 1947 года их здесь оставалось 23 тысячи. И для них также открыли школы.
Словом, история становления системы образования в Калининградской области прошла необычный путь. И накануне Дня учителя, который весь мир отметил 5 октября, мы поговорили с известными людьми, работающими в системе образования, и теми, кто пришел в эту сферу недавно.

Стремительное развитие 

Первые три года после Великой Отечественной войны система образования в регионе развивалась стремительно.
 – Судите сами, – говорит Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования (КОИРО). – В 1946 году в новой области работали 90 педагогов. Спустя год их было 900, а через три года – 3000 с лишним. За первые 10 лет на новой территории создали с нуля систему образования. Причем делали это приехавшие со всей страны учителя, представляющие разные педагогические школы. 
Удивительно, но упомянутый КОИРО был создан в регионе в 1947 году! Казалось бы, на разрушенной войной земле нужно думать, в первую очередь, где работать и что есть, а здесь уже заботились, как приехавшим педагогам совершенствовать знания.
– Это неудивительно, – продолжает Зорькина. – Становление системы образования взрослых происходило в нашей стране в постреволюционный период. Ликвидировали безграмотность населения, тогда же – в 1920–1930-е – создали систему образования самих учителей. И когда в Калининградской области стали зарождаться школы, встал вопрос о методическом сопровождении педагогов. В 1950-е в регионе функционировало 570 школ, многие были малокомплектные начальные, где учитель вел по несколько предметов. Спросить совета не у кого. Страдало качество образования. Со временем школы укрупнялись, реализовывая полное среднее образование. Выстраивалась система методического сопровождения учителей: курсы, семинары, съезды, конференции. Учителя выезжали в другие регионы нашей страны, делились опытом, обсуждали проблемы. 
По словам Лилии Алексеевны, сегодня в Калининградской области положительная демография за счет миграционного прироста населения. Едут к нам и учителя.
– И это здорово, отсюда рождается особенность калининградских учителей – разнообразие в использовании педагогических методов и приемов, демократичность в общении учителя и ребенка. А еще открытость к переменам. На это нам часто указывают педагоги из других регионов, – говорит ректор. 
Лилия Зорькина руководит Институтом с 2009 года:
 – Я сама повышала квалификацию в нашем институте, когда в 1990-е преподавала математику в школе поселка Большое Исаково. У меня были хорошие учителя. Одна из них – Тамара Архиповна Пирогова, которая руководила институтом в 1990-е и сделала все, чтобы он не закрылся, продолжал поддерживать инновационные процессы в сфере образования.
За прошедшие годы, конечно, многое поменялось и в деятельности учителей, и в процессе повышения их квалификации.
– Сегодня наша задача не только знакомить учителя с новыми тенденциями, но и максимально обеспечить его индивидуальный запрос на повышение квалификации. Ведь учителя имеют разный опыт, их профессиональные задачи зависят от конкретной школы, где они работают, – говорит Лилия Алексеевна. – Мы планируем переходить на так называемые индивидуальные образовательные маршруты. Это одна из задач создаваемой единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников в РФ.

Семейная традиция

Накануне праздника корреспонденты пообщались с региональным министром образования Светланой Трусенёвой. Она и сама из семьи учителей.
– Дедушка с бабушкой приехали сюда по путевке Минпроса в 1946 году, – говорит Светлана Сергеевна. – Дед стал директором первого, еще немецкого, детдома в поселке Калиновка Большаковского, а ныне Черняховского района. Бабушка всю жизнь работала рядом с мужем и преподавала в начальных классах. Мама после пединститута учила математике и физике, а потом трудилась в отделе образования Центрального района Калининграда. И, конечно, огромным желанием семьи было, чтобы и я продолжила традицию.
Но дело было в 1987-м, когда страна начинала менять направление развития.
– И я не пошла на педфакультет, – признается министр. – Поступила на востребованное инженерно-экономическое направление. Со временем эти знания мне и пригодились.
В систему образования Светлана Сергеевна попала в 1995 г. – замом главы управления образования мэрии Калининграда по экономическим вопросам. 
– Все отчеты мы начинали фразой «Система сохранена и продолжает содержательно развиваться», – вспоминает она. – До 2002-го основной задачей было именно сохранить систему. Время сложное – ведомственные учреждения закрывались, уходили с молотка. Финансирование оставшихся шло плохо. Деньги были нужны не то что на развитие, а чтобы в школах горел свет и была вода.

Модернизация на селе

Несмотря на безденежье, именно в 1990-е появились такие инновационные направления, как лицеи, гимназии, частные школы. Благодаря новому ФЗ «Об образовании» произошел расцвет, сфера обучения наполнилась богатым содержанием. 
– Но тогда же страна вошла в демографический провал. За пять лет число учащихся уменьшилось на 40 процентов! – говорит Трусенёва. – И, конечно, система не могла сохраниться в советском варианте.
И в первую половину 2000-х в сельской местности была проведена серьезная модернизация.
– Нам нужно было обеспечить школы кадрами, так как до этого был большой отток педагогов. Зарплаты задерживали месяцами, мы были хронически должны педагогам, – говорит Трусенёва, которая к тому времени работала в администрации региона. – Но наша область достойно прошла тот период. У нас не было школ, где один учитель вел шесть – восемь предметов, как в других местах.

Новые задачи

Светлана Трусенёва возглавила министерство образования в 2013 году. 
– Сегодня перед нами стоят совершенно другие задачи, – говорит она. – И главная – выстроить каждому ученику индивидуальную программу обучения. Мы хотим, чтобы, помимо лабораторий химии, физики и биологии, в школах преподавали и экспериментальную физику. Мечтаем, чтобы дети шли в науку, двигали ее на благо страны. И даже если ребенок не выберет этот путь, он легко определит жизненную траекторию. Сегодня вся сеть образования нацелена на то, чтобы дать ученику возможность реализовать себя в максимуме направлений.
Естественно, от этого посыла происходят и большие изменения в работе педагогов.
– На мой взгляд, сегодняшним учителям сложно, – говорит министр. – Во-первых, приезжает много детей. Педагог выходит в класс, где 37 учеников! Это вызов и себе, и обществу – организовать всех и от каждого добиться результата. И во-вторых – содержание. Как минимум учитель должен быть современным. Обогнать или предсказать новые технологии мы не можем, но быть участниками всех новых процессов – задача каждого. 
– Мне везло с учителями в профессии, – говорит Светлана Трусенёва. – Первым стала Галина Янковская, она долгое время возглавляла комитет по образованию Калининграда. Сильный руководитель, неравнодушный человек, который сформировала мое отношение к профессии. А вторым учителем считаю Лазаря Фуксона (возглавлял сферу образования области в 2001–2005 гг.). Он был тем, кто просчитывал ситуацию даже не на шаг вперед. И был первый, кто приехал в каждую сельскую школу! Когда в 2002 г. Лазарь Моисеевич заговорил, что нам нужно внедрять уроки по православию, я не сразу поняла, что он имеет в виду. Даже местный раввин тогда Фуксона поправил, мол, ты ничего не путаешь? Но тот объяснил, что проводником к духовности людей в России он видит православную культуру. Также мне довелось работать с Наталией Шерри, которую в 2006-м в регион из Москвы пригласил губернатор Георгий Боос. Знаете, я долго не понимала, в чем заключается наша провинциальность. Но Шерри научила меня масштабно мыслить. Например, что, даже не имея финансирования, нужно все равно иметь стратегическую цель, и со временем ты всего достигнешь. 


10-ОБЩИЕ-ФОТО-(14).jpg
Педагогам приходится не только учить, но и постоянно учиться самим. Так было и в прошлые годы, так происходит и сегодня. При этом учителю надо знать не только свой предмет, но и разбираться в современных технологиях 


Справка «СК»
  • В 1945/1946 учебном году были открыты первые школы для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона и приехавших для восстановления региона специалистов.В 1946/1947 гг. предполагалось открыть 69 школ, а пришлось в 4 раза больше! В тот же период работали двухмесячные курсы для 150 учителей-немцев, так как немецких детей также нужно было учить. Для них были созданы 44 школы.
  • К 1950 г. в регионе была завершена работа по созданию широкой сети школ и учебно-воспитательных учреждений. Было открыто:
  • 564 школы (36 средних, 172 семилетние, 356 начальных);
  • 47 школ рабочей молодежи;
  • областная заочная средняя школа;
  • санаторно-лесная школа;
  • 2 спецшколы для детей с нарушениями слуха, речи и психическими расстройствами.
  • Действовало 17 детских домов, где воспитывалось около 1,5 тыс. детей.
  • К 1950 г. в области работали около 3 тыс. учителей. Из них только 400 человек имели высшее образование, 160 человек работали учителями, имея лишь среднее и семилетнее образование. При этом 80 % учителей области имели стаж работы до 5 лет.
  • 1 сентября 1947 г. открываются Калининградское и Черняховское, а в 1948 г. Советское педучилища.

10-Остроумов.jpg

Стал директором после 8 лет работы в школе 

Борис Остроумов, директор школы № 28 Калининграда, 31 год: 
– У меня физико-математическое образование по профилю «информатика». Во время учебы я был активистом центра «Молодежь за свободу слова», мы вместе реализовывали социальные проекты, в том числе по поддержке сирот. И в 2011 г. я познакомился с директором школы № 28 Александром Ерохиным. Он и предложил стать учителем информатики. 
Но просто преподавать информатику Борису Александровичу было неинтересно. 
– Именно в вузе я понял, что можно не только учиться, но и ездить по стране на стажировки, со своими проектами, заниматься общественной деятельностью. И мне подумалось, что в школе дети могут так же. Учителем стал двигать разные проекты в цифровом образовании, когда оно еще не было мейнстримом. В 2011–2015 гг. мы создавали образовательную платформу, писали курсы для начальной и основной школ. Это те самые дистанционные уроки, которые в 2020 году пришлось осваивать всем школьникам и учителям. Было много и других проектов, в том числе создали музей, тренажерный зал для жителей района, реализовали волейбольную лигу и так далее. 
 Директором школы Остроумову предложили стать осенью 2019 г.
 – Было трудно, и спасибо коллегам, что поддержали, а также Александру Ерохину, который задал высокую планку и оставил отличную команду, – говорит он. – А еще восхищаюсь Татьяной Мишуровской, директором гимназии № 40 – как она держит в руках такое большое учреждение (у гимназии два корпуса), и при этом там не теряют в качестве образования.


10-дАНИЛОВА.jpg

Из ученых – в директора 

Мария Данилова, директор ШИЛИ г. Калининграда (школа-интернат лицей-интернат для одаренных детей), 38 лет: 
– Я кандидат биологических наук и проработала в Институте живых система (ИЖС) БФУ им. Канта 15 лет. Благодаря бывшему директору ИЖС Максиму Патрушеву, который разглядел мой потенциал не только как ученого, но и как управленца, я перешла на новый этап развития. А по рекомендации второго моего учителя, проректора Ирины Куксы, пошла учиться в Высшую школу экономики в магистратуру направления «менеджмент», на программу «Управление высшим образованием».
А в школу, говорит Мария Васильевна, она попала случайно:
– Министр образования Светлана Трусенева видит в ШИЛИ большой потенциал для создания здесь научных лабораторий. И я стала одной из тех, кто в 2020 г. их здесь создавал. На выделенные министерством средства закупили оборудование научно-исследовательское, а не учебное. И открыли в школе лабораторию генетических и химических технологий, аналогов которой нет в России! 
Сейчас, с подачи губернатора, в школе готовят к открытию It-блок:
– Пытаемся создать такую обстановку для работы, чтобы ребят сюда тянуло, потому что лучшего места для своих занятий компьютерными технологиями они не найдут. Это и самые мощные машины, и комфортная атмосфера.
Мария Данилова говорит, что не жалеет о смене места работы.
– Здесь больше возможностей для развития, – поясняет она. – Потому что идет мощная поддержка министерством и большой потенциал в самой школе за счет сильных учителей. У меня появилась наставники. Это и Лев Иосифович Гурвич, и Татьяна Юрьевна Силанова, и предыдущий директор Игорь Карпов никогда не забывает. А ребята у нас учатся самые талантливые! Так что есть где развернуться. 


10-Заплатов.jpg

«Закупаем самое современное оборудование»

Илья Заплатов, руководитель центра «Точка роста» школы пос. Крылово Правдинского округа, 29 лет:
 – Через пять лет после окончания географического факультета захотелось убежать от городской суеты в сельскую местность. Я сам вырос в Крылово, и волею судьбы меня пригласили в свою же школу в 2019-м, когда «Точки роста» только зарождались. Теперь руковожу центром и преподаю географию. 
Крыловской школе в этом году исполняется 73 года. И более 40 из них в ней директорствует Иван Тюляндин.
– Иван Петрович руководитель со стержнем. Всегда поддержит, даст дельный совет, – говорит Заплатов. 
 В свое время Илья учился в Крыловской школе у Евгения Славгородского, который в 2004 году стал самым молодым «Учителем года России». 
– Ему тогда было 25 лет, –- говорит Илья. – И я сейчас анализирую, как он вел уроки, подавал материал. И, знаете, он по праву тогда победил. Такого педагога помнишь всю жизнь. К слову, его наставник, Зоя Владимировна Тамодина, до сих пор преподает у нас химию. А мои классный руководитель Ольга Николаевна Дроздецкая и учитель по русскому Алла Анатольевна Харько теперь мои коллеги. Большое им спасибо за то, что помогли влиться в профессию. «Точка роста» в Крыловской школе специализируется на 3D-моде-лировании и лазерной резке. 
 – Мы на этом не остановились и за счет средств школы докупили еще оборудование, в том числе по робототехнике. Потому что хочется дать ребятам все лучшее, – говорит Илья Заплатов. 


фото представлено КОИРО и героями публикации                       
Реклама


цитата
,
:
, :
Система образования в нашем регионе прошла необычный путь становления. Спустя всего 10 лет на разрушенной войной земле открыли более 600 школ 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2