или Зарегистрироваться
Обучение
707
0
14 Сентября 2021

На строительстве школы № 29 работали ее первые учителя

В 2021 году это учебное учреждение Калининграда отмечает 40 лет. Но на самом деле его история гораздо богаче 
Можно ли праздновать в одной организации одновременно два разных юбилея? Причем оба – со дня основания? Можно! 
В этом году калининградской школе № 29 исполняется 40 лет, а школе № 27 – все 70! При этом в 2012-м их объединили в одну – двадцать девятую. И, можно сказать, с этого дня история учебного заведения стала на 30 лет богаче, коллектив – больше, а возможности у учеников – шире. В этом журналисты «Страны Калининград» убедились на праздничном меропри-ятии, которое прошло в школе 
1 сентября после линейки. 
Поздравить юбиляров приехали заместитель министра образования области Татьяна Марищин, депутаты горсовета и глава комитета по образованию администрации Калининграда Татьяна Петухова. Они вручили грамоты педагогам за их доблестный труд, пожелали здоровья и творческого долголетия. Особо этот праздник запомнился уникальной возможностью услышать из первых уст, как все эти годы жила школа. На встречу смогли прийти ее директора, в том числе последний руководитель 27-й школы и первый директор школы № 29, которая открыла ее двери в 1981 году. И в нашем рассказе истории обоих учреждений будут неизменно переплетаться. 
 – Я  выпускница школы № 27, которая располагалась на улице Дрожжевой, – вспоминает Татьяна Петухова. – Нас с сестрой-близняшкой в 1976 году родители привезли жить в активно застраиваемый микрорайон, на тот момент окраину Калининграда. Школа была небольшой, и я помню, что мы с одноклассниками следили, как через двор, на улице Машиностроительной, начали возводить большую школу. Пока она строилась, все поделились на два лагеря: кто в какой хочет учиться – старой или новой? Но даже когда наши классы, и правда, поделили, мы продолжали дружить. 

Непочатый край работы

В те времена это был Балтийский район. Он активно застраивался, и новая школа была необходима. В классах 27-й уже училось по 45 человек, что вдвое выше нормы. Потому и новое здание строили через двор. А возглавить ее предложили Валентине Трушко. 
– До этого я много лет заведовала школьным отделом обкома комсомола Калининграда, была замдиректора школы № 16 и руководила Домом пионеров Балтрайона, – вспоминает Валентина Андреевна. – И тут меня вызывают в райком партии и предлагают возглавить школу-новостройку. Испытала страх и трепет и взяла время подумать. Дело в том, что это был июнь 1981-го, а школа еще строится! Но мне было 45, возраст зрелой молодости, и я дерзнула, так как моим принципом всегда было «гореть, а не коптеть!». 
Проблем было много. Госкомиссия приняла школу с большими недоделками накануне 
1 сентября. А работы непочатый край. Так, первый этаж был весь завален досками. 
– Школьную мебель закупили до меня, и она хранилась в подвалах других школ, – говорит Валентина Трушко. – Мне нужно было найти транспорт, все вывезти, собрать и разнести по классам. А их 60! И первые учителя с родителями учеников собирали парты, искали замену потерянной при хранении фурнитуре. Педагоги на своих плечах, а в основном это были женщины, таскали потом эту мебель по этажам.
– А вечерами после работы к нам приходили на помощь мужья. Многие учителя принесли из дома комнатные цветы, чтобы сделать классы уютными, и благоустраивали территорию вокруг школы, – вспоминает педагог начальных классов Надежда Лузова. После КГУ в 1973 году она пришла работать сначала в школу № 27, а потом перевелась в № 29. В июне 2021 года ушел «во взрослую жизнь» ее последний выпускной класс. 

Трудные ученики 

А 1 сентября 1981 года за парты в школе сели 2000 учеников, хотя рассчитана она на 1400! 
– И нам пришлось делать даже не две, а три смены! – говорит Трушко. – Последняя заканчивалась в 19.00. Когда школа открылась, к нам постарались отправить всех хулиганов, второгодников и детей из неблагополучных семей, с которыми не справлялись другие школы. Если ребята были из нашего микрорайона, отказать в приеме я не могла. И таких детей было много. В первый же месяц у нас вывели из строя все питьевые фонтанчики. И меня за это тут же наказало вышестоящее руководство! 
Учителя заканчивали работу затемно. 
– После трех смен уроков у нас еще шли педсоветы, совещания и партсобрания никто не отменял, – продолжает директор. – Но в нас было столько энтузиазма, что мы выдержали все. Наладили жизнь школы, создали много предметных кружков, сплотили детский и педколлективы. И спустя всего два года заняли второе место в социалистическом соревновании школ Балтийского района! Это был показатель успеха, профессионализма моих коллег. А ведь была еще и общественная жизнь! К примеру, в школе сложился прекрасный хор учителей. А еще были тур-слеты, капустники, хорошей традицией стали выезды на отдых. Словом, жили мы весело. 

Считались сильными 

Кстати, со школой № 27 активно дружили. Последним ее директором перед объединением была Татьяна Фроликова. Она руководила с декабря 1984 года и до 2012-го. 
– Мне было 33 года, и я работала в 28-й школе, – вспоминает она. – И после нее здание на Дрожжевой показалось мне каким-то «зачуханным». Школа открылась через шесть лет после войны. Здание строили заново, но материалы собирали с руин. Туалет – в подвале, в классах из-за холода сидели в пальто. Но при этом школа № 27 считалась сильной! Там работали асы педагогики. Каждый год у нас были медалисты. Учителя работали с любовью, зародили много добрых традиций. Это и творческие вечера, и капустники. И даже в сложные 1990-е, когда из-за невыплат многие меняли профессию, наш коллектив уцелел. 

Чем занять детей 

Директором в школу № 29 в те самые девяностые пришел Александр Соколов. 
– До этого я возглавлял Центр образования Московского района, который занимался трудными подростками. К нам их направляла комиссия по делам несовершеннолетних. И учеников 29-й я тоже знал, – говорит он. – В школу я пришел в то время, когда здесь рвались трубы, в классах выпадали рамы, а в коридорах часть окон была забита фанерой. Денег на ремонт не было. 
Но это, по словам Соколова, полбеды. 
– Волновало нас и другое. Дети из округи были никому не нужны. Вокруг школы – ни детской секции, ни клуба. И мы создали мощный родительский комитет, вместе искали пути, чем занять ребят после уроков. И начали с дискотек для старших классов. 
Затем в школе появилась молодежная организация «Соколы», театр, секции рукопашного боя, танцевальная и хоровая студии, выделили ставки педагогам из Дома творчества, чтобы те занимались с детьми прямо в школе. 
– Вообще, пытались дать ребятам попробовать себя в разных занятиях, вдруг что понравится и станет направлением в жизни, – пояснил Соколов. 

«Сижу ночью и смотрю, как варят перила…» 

В 2012 году объединять две школы выпало 41-летней Людмиле Соколовой. К тому времени она состоялась как учитель русского языка и литературы в лицее № 49, в 2007-м стала «Учителем года» сначала в Калининграде, а потом и в области и два года руководила школой в Янтарном. 
– Тогда уже было подушевое финансирование, и маленькие организации оказались в невыигрышном положении, – говорит Людмила Соколова. – Решение об объедении было закономерным. Ведь большая школа может себе и больше позволить. Скажем, пригласить узких специ-алистов, таких как логопед и психолог. 
Людмила Николаевна вспоминает, что поначалу было трудно – приходилось все решать в двойном объеме. 
– Но в первую очередь волновали люди, – говорит она. – Как слить воедино два коллектива и никого не обидеть, ведь вакансий могло быть меньше, чем учителей? Нас спасло то, что в это же время открылась школа № 56 на ул. Карамзина, и часть учителей перешла туда. Сокращать никого не пришлось. Для меня это был острый, чисто человеческий момент. 
Вторым стали ученики.
– Решили перевести в старое здание все первые классы. Но согласятся ли родители, если их ребенок уже учился в современном здании? Большую поддержку нам тогда оказал комитет по социальной политике и его глава Алексей Силанов. Из резервного фонда города нам выделили средства, чтобы за летние каникулы обновить здание старой школы. До сих пор помню, как в ночь на 1 сентября я сижу на лестнице уже бывшей 27-й школы и жду, когда рабочие доварят перила. Потом у меня была пара часов, чтобы отдохнуть, навести красоту и идти открывать объединенную школу! Линейку мы тогда сделали на спортплощадке, меж двух корпусов. 
За последующие годы число учеников в школе увеличилось. Здесь зародилось много новых традиций. Одна из них – Новогодний бал. К нему готовятся и ученики, и учителя. Под руководством профессионального танцора Дмитрия Пака разучивают бальные танцы, в том числе исторические, шьют на уроках технологии костюмы. 
В 2016 году к школе присоединили еще и детсад № 54, и учреждение превратилось в самый настоящий образовательный комплекс! 
Людмила Соколова проработала до 2018 года. А школой № 29 четвертый год руководит Татьяна Батурина. На торжественном мероприятии в честь двух юбилеев она приняла эстафету от директоров прошлых лет. 
– Я могу с гордостью говорить, что мы продолжаем дело прежних руководителей, приумножаем и делаем лучше то, что заложили в этой школе вы. Все, что вы сегодня видите, – это ваши старты! Спасибо вам огромное за вашу работу! 

Из истории школы 

10-IMG_2931.jpg
Это фото с линейки 1 сентября 1981 года хранится у первого директора школы 
  • 1951 г. – открылась семилетняя школа №27. Первым директором был Алексей Фёдорович Алексеев.1952 г. – реорганизована в среднюю на 500 учеников.
  • С 1957 по 1984 г. школу возглавляла Серафима Даниловна Кошевник.
  • 1981 г. – открыла двери девятилетняя школа № 29 на 1450 учеников.
  • 2012 г. – обе школы объединили.
  • 2016 г. – присоединили детсад № 54.

Справка «СК»
  • Сегодня в школе № 29 учатся 1766 учеников; работают 90 педагогов, из них 60 – первой и высшей категории; 
  • 5 лауреатов и финалистов муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года»: Ирина Кудрявцева (2008 г.), Елена Плаксина (2011 г.), Алексей Зубов (2013 г.), Полина Кирячек (2016 г.), Светлана Мещерякова (2019 г.); 
  • лауреат городского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют», мастер спорта Александр Маценко (2014 г.); 
  • победитель регионального конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют» Андрей Богатых (2016 г.);
  • победитель городского конкурса «Воспитатель года» Алиса Поцелуйко (2018 г.); 
  • победитель Всероссийского конкурса «Навигаторы детства» Марианна Скибо (2021 г.);
  • победитель международных конкурсов «Янтарная сова» (2016 г.), «Хрустальный зубр» (Минск, 2017 г.) и призер Всероссийского конкурса «Педагогический старт в будущее» (Москва, 2019 г.) Алексей Зубов.
  • Школа № 29 – сетевой партнер регионального образовательного проекта «Звезда Будущего» (2020–2022 гг.).
  • Дети являются победителями и призерами научно-практичес-ких конференций «На перекрестке наук» (2019, 2020, 2021 гг.), «Поиск и творчество», «Познание и творчество», победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победителями регионального чемпионата «Молодые професси-оналы» WORLDSKILS RUSSIA (2020, 2021 гг.).



Реклама

цитата
,
:
, :
За 70 лет в двух школах прозвенело 238 тысяч звонков, провели 6 млн уроков, обучили 12 тысяч ребят. Более 400 из них – золотые медалисты 

поделиться
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

33469
опрос 11 Августа 2021

На культурные мероприятия теперь пускают не только с билетом, но и с ПЦР-тестом или сертификатом о прививке. Вас такие условия напрягают?

90