или Зарегистрироваться
Обучение
924
0
10 Декабря 2020

Улыбнитесь зеркалу, займитесь танцами — и жизнь наладится

Нейробиолог рассказал, где в мозгу прячется счастье и на что влияют гены
В одном из ноябрьских номеров «Страны Калининград» мы рассказали о том, что думают о счастье психологи. 
В продолжение — мнение доктора биологических наук, профессора кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Вячеслава Дубынина. О том, что происходит у нас в голове, когда мы довольны, и как помочь себе испытывать это ощущение почаще, он рассказал на научном онлайн-фестивале «Кстати» (0+).

У человека и медузы много общего

Поскольку все эмоции возникают в нейросетях нашего головного мозга, то и счастье – это его функция. Причем она с нами давно: с положительными эмоциями связаны древние центры биологических потребностей. Их три типа. Первые — витальные: пищевые, оборонительные и т. д. Без них нам не выжить, и поэтому их удовлетворение имеет принципиальное значение. Вторые — социальные, связанные с другими людьми: эмпатия, защита территории, стремление к лидерству. Третьи — потребности саморазвития: тяга к новизне, свободе, исследованиям.
Каждый раз, когда удается удовлетворить одну из потребностей или есть хотя бы такая вероятность, мы испытываем положительные эмоции. 
– Как мозг узнает, что все получилось? Через самые разные сигналы. Например, у вас была потребность поесть — и вы это сделали, – объясняет Вячеслав Дубынин. – В мозг поступили вкусовые сигналы, желудок наполнился пищей, в кровь пошла глюкоза. Гипоталамус понял, что все сложилось удачно, — и на химическом уровне у вас выделились эндорфины.
Центр каждой биологической потребности (а это гипоталамус, миндалина и многие другие) имеет выходы на кору больших полушарий мозга. Но, кроме этого, у нас есть дополнительный «центр счастья», который возник у млекопитающих в ходе эволюции – прилежащее ядро. Он собирает и передает все сигналы.
Интересно, что по своим потребностям человек совсем не уникален. Даже у медузы и дождевого червя есть нейронные сети, ответственные за голод, размножение и безопасность. У тех организмов, которые стали жить стаями, добавляются лидерство, подражание. Но базовый список программ у нас с вами одинаков не то что с человекообразными обезьянами, а даже с крысами. Да, человек выстраивает сложную картину мира, умеет прогнозировать и пользоваться речью. Но по эмоциям мы удивительно похожи.

Кто в ответе за оптимизм

В организме выделяется много гормонов и нейромедиаторов, но есть тройка, которая в большей степени формирует наше позитивное мироощущение. Это дофамин, норадреналин и серотонин.
Дофамин вырабатывается при получении новой информации и двигательной активности. Получается, что учиться танцевать, да и вообще разучивать новые движения тела – один из лучших способов стимуляции мозга. Многие исследования говорят о том, что это защищает его от старения и, к примеру, становится профилактикой болезни Альцгеймера. Дают нам порцию дофамина и новые знания, причем даже если мы ими прямо сейчас не пользуемся. 
Вырабатывается этот нейромедиатор и в играх, ведь это тренировка двигательных навыков и социального взаимодействия. Мы что-то разучиваем, повторяем, при этом контактируем с другими людьми — все это позволяет эффективно обучаться и приносит радость. 
С выделением дофамина мощно связаны «программы свободы». Посадите жука в коробочку — и он будет пытаться оттуда выбраться. Хомяку в маленькой коробке будет так же некомфортно, как графу Монте-Кристо в темнице, и у них упадет дофамин. 
– Следующий нейромедиатор — норадреналин, он связан с безопасностью. Мы учимся выходу из реальных или потенциально опасных ситуаций. Если удалось сбежать или победить противника, выделяется норадреналин, и мы испытываем положительную эмоцию, – рассказывает ученый. – У него и другие функции в мозге: например, он повышает нашу активность (мы нервно ходим по комнате и т. п.) и позволяет мобилизоваться при стрессе.
Третий нейромедиатор — серотонин – напрямую не связан с положительными эмоциями. Но он выполняет важную функцию – тормозит отрицательные: снижает тревожность, неуверенность в себе и многое другое. 
Все эти гормоны производит постоянно каждый из нас. Вот только их пропорции — разные, центры их выработки конкурируют друг с другом. И тут важно соблюдать баланс. 

Вносите корректировки

Чем же определяется перевес и можно ли скорректировать свои эмоции?
– Наполовину все зависит от воспитания, окружения. А в том, какие нейромедиаторы мы вырабатываем, а как следствие, и эмоции, что чаще испытываем, «виновны» гены, – объясняет нейробиолог. – Например, если у вас активна зона, где вырабатывается норадреналин, скорее всего, вы будете азартным, склонным к риску. Если ничего не происходит, жизнь кажется скучной, поскольку недобираете положительных эмоций. Понимая это, можно вносить корректировки – устра-ивать себе умеренные опасности: увлечься какими-то видами спорта, ставить сложные задачи в работе (создание умеренного стресса, который полезен).
Сильно влияют нейромедиаторы на нашу память, поскольку для обучения важны эмоции, на фоне которых оно происходит. 
– Если нет серьезной эмоции, все попадет в кратковременную память, но в долговременную не перезапишется. Яркий пример, когда студенты за сутки перед экзаменом заучивают массу всего, а через пару недель ничего не могут вспомнить. Учиться нужно неспешно, с удовольствием, озадачивая себя. А всякий информационный «фастфуд» надолго не задержится и ничего не даст, –предупреждает Дубынин.
Четыре главных условия успешного обучения еще 100 лет назад обозначил ученый Иван Павлов. Он писал, что важны: эмоция, на фоне которой оно происходит; повторы; отсутствие отвлекающих факторов (например, постоянные сообщения в соцсетях будут серьезно мешать) и хорошее состояние мозга (отличное самочувствие, без недосыпа, чувства голода и т. п.). А нейрофизиолог Алекс Корб, страдающий застойной депрессией, написал, что мозг надо дрессировать, как собаку, — подкупать, договариваться, иногда обманывать, чтобы выстраивался баланс разных видов деятельности. Вам хочется положительных эмоций и получаете их от компьютерных игр? Хорошо, но не позволяйте себе сидеть за ними часами. Договоритесь с собой: какое-то время игра — потом отжимания или приседания. 
– Один из простых способов поднять настроение — использовать зеркальные нейроны, наше врожденное умение подражать чужому поведению. Подойдите к зеркалу и начните улыбаться, даже если этого совсем не хочется делать. Со стороны выглядит странно, но работает: через 30–40 секунд вы заметите, как настроение действительно меняется. А если сразу после этого погуляете, позанимаетесь споротом — жизнь вообще наладится, – говорит ученый.


11-Одно-из-условий-упешного-обучения---положительные-эмоции-в-процессе.jpg
Одно из условий успешного обучения – положительные эмоции в процессе и отличное самочувствие

Что важно для успешного обучения

  • Эмоция, на фоне которой оно происходит;
  • повторы; 
  • отсутствие отвлекающих факторов;
  • хорошее состояние мозга (отличное самочувствие, без недомогания, недосыпа, чувства голода и т. п.).

Про счастье читайте: «Россияне несчастны из-за неравенства и недоверия» 
цитата
,
:
, :
Мозг надо дрессировать, как собаку, — подкупать, договариваться, обманывать

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

11394
опрос 29 Декабря 2020

В стране объявили массовую вакцинацию от коронавируса. Вы будете делать прививку?

175