или Зарегистрироваться
Обучение
233
0
16 октября 2020

Надо менять мир взрослых, чтобы поменялся мир детей

На сегодня лишь у пяти процентов выпускников детских домов получается социализироваться в обществе
Семинар по программе «Наука правильной заботы», прошедший в Калининградской области, был подготовлен совместными усилиями Благотворительного центра «Верю в чудо» и новосибирского Детского благотворительного фонда «Солнечный город». Проект ориентирован на сотрудников детских интернатных учреждений. Корреспондент «СК» побеседовал с психологом «Солнечного города» Натальей Чистяковой. 

Любить своих и заботиться обо всех

– Насколько мне известно, сейчас в России нет государственной программы подготовки специалистов, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей.
– К сожалению, это так. То, чему учат педагогов и воспитателей, не соотносится с реальной жизнью. Они не знают, как помочь ребенку пережить утрату, как с ним общаться и выстраивать процесс реабилитации. Самим педагогам в таких условиях тоже тяжко: они устают физически и эмоционально, не понимают, в чем польза их работы и как измерить ее эффективность. Мы точно знаем: думающий, грамотный, подготовленный специалист действительно может быть опорой для ребенка, который лишился возможности познавать этот мир в кругу родной семьи. Непростая задача: компенсировать нере-ализованную потребность в заботе, внимании и любви ребенку с психологической травмой.

– А детдомовский ребенок априори травмирован…
– Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в большинстве своем имеют травматический опыт. Он искажает нормальный, естественный ход развития ребенка. Ведь все его душевные и физические ресурсы уходят на преодоление последствий трагических для него событий. И у этих детей нарушена привязанность, такая естественная для «семейных» детей. Ребенок со здоровой привязанностью быстрее идет на контакт, больше доверяет взрослому. Того же мы ждем и от детей, которые попали в детский дом. Но их истории сильно отличаются от наших ожиданий. Там, в этих историях, было и насилие, и одиночество, и равнодушие к любым потребностям ребенка. Как следствие, они ожесточаются, замыкаются, могут реагировать неадекватно и агрессивно. Взрослые раздражаются, и начинается порочная цепочка взаимного непонимания и неприятия. 

– Тем более что педагоги и воспитатели, даже самые квалифицированные, вряд ли в состоянии проявлять к чужим и не самым простым детям родственные чувства.
– Согласна с вами. Два ключевых слова, которые мы говорим, это любовь и забота. Мне непонятны люди, которые говорят: «Я всех детей люблю». Мы не обязаны любить всех детей, но мы обязаны о них заботиться! И если слово «любовь» мне не понятно, то слово «забота» я осознаю глубоко. Оно действенное. И когда я озвучила эту мысль специалистам, они выдохнули – им как бы позволили быть естественными в своей работе. Любить своих и заботиться обо всех! 

В состоянии депрессии работать здесь нельзя

– Возможно ли в такой непростой работе избежать выгорания?
– Выгоранию подвержены почти все, кто работает с людьми. И это целое искусство – уметь мобилизовать свои ресурсы, запасы жизненной силы. Конечно, важна поддержка близких. Человеку в состоянии депрессии или рефлексирующему с детьми работать нельзя. Но если он справился и победил, его опыт становится бесценным, ведь он может ребенка этим путем провести. Для того, чтобы помощь ребенку была реальной и успешной, мы учим педагогов, как самим не «провалиться» в эту травматизацию. Не выгорать. Это, знаете, как в самолете: сначала кислородную маску надо надеть себе, потом – ребенку. Мы выгораем тогда, когда не понимаем, что происходит. Меньше горишь, больше отдаешь.

– Насколько мне известно, в последние годы увеличилось количество возвратов детей из приемных семей. Чем это можно обосновать?
– Прежде всего плохой подготовкой и родителей, и детей. Многие ошибочно думают, что, мол, своих вырастил и тут справлюсь. Сейчас повсеместно работают школы приемных родителей. И законом закреплено, что приемными родителями могут стать только те, кто прошел эту школу. Ведь вырастить чужого ребенка, у которого за спиной насилие, отсутствие воспитания, разрывы отношений, это совсем не то же самое, что вырастить своего. А люди это не всегда учитывают. Ребенок, прошедший через череду ужасов, делает вывод: мир опасен и ужасен, взрослые не стабильны, а я всегда плохой… Подростки – даже родные – порой кажутся невыносимыми, не говоря уже о приемных...

– Случается, что те, кто прошел эту школу, меняют решение стать приемными родителями?
– Да, бывало, отсеивались, понимая, что не потянут. 
И, знаете, воспитатели, психологи, директора, логопеды, проучившись у нас, говорят: «Дети стали другими». А на самом деле другими стали взрослые. Дети перестали их раздражать, потому что пришло понимание: дети не виноваты. Чтобы поменялся мир детей, надо менять мир взрослых.

– А как социализируются в обществе выпускники детских домов?
– На сегодня лишь 5 процентов выпускников детских домов социализируются в обществе. Ведь в идеале воспитатель детского дома должен брать на себя четыре роли: адвоката, психотерапевта, члена команды и родителя. Только тогда ребенок, покинув детский дом, может нормально социализироваться. Но пока об этом, увы, можно только мечтать...

Справка «СК» 
Наталья Чистякова родилась в 1971 году в Усть-Каменогорске, (Казахстан). Окончила Красноярский государственный медицинский университет и Новосибирский государственный университет. Более 20 лет проработала в системе здравоохранения и 5 лет в социальной сфере. С 2017 года работает в проектах Детского благотворительного фонда «Солнечный город». 


11-Чистякова-2.jpg
Психолог Наталья Чистякова: «Выгоранию подвержены почти все, кто работает с людьми. Умение мобилизовать свои ресурсы – это целое искусство» 

фото из архива героя публикации

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4486
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

49