или Зарегистрироваться
Обучение
678
0
18 сентября 2020

Язык «переваривает» новые слова – и нужные сохраняет

Эксперт рассказал о том, как социальные сети меняют нашу речь и что в ней приживается, а что – нет
На прошлой неделе, 8 сентября, был праздник — Международный день грамотности. 
Мы решили не упускать повод и поговорить о том, нужно ли сегодня говорить и писать правильно, чтобы считать себя грамотным, и как вообще меняется русский язык, с экспертом – известным в городе филологом, доцентом Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Алексеем Черняковым.

09-Черняков.jpg
Доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Алексей Черняков

Программа в школе катастрофически сложная

– Чтобы сегодня гордо назвать себя грамотным, что нужно – правильно писать и говорить?
– Сейчас в науке используется более широкое понимание грамотности, и оно отличается от когда-то общепринятого объяснения «писать без ошибок и ставить запятые в нужных местах». Теперь речь идет о функциональной грамотности: она не про то, каким языком человек располагает, а про то, как он им пользуется. То есть не столько о правилах орфографии и пунктуации, сколько об умении корректно коммуницировать, верно стилистически употреблять слова и фразы. Ведь просто правильно писать любому сегодня поможет тот же компьютер: есть специальные программы коррекции текста — спасают от опечаток и грубых «ляпов». С одной стороны, они делают нас более ленивыми, с другой – визуально мы привыкаем к большим объемам грамотных текстов.

– На ваш взгляд, уровень грамотности в последние годы падает?
– Я в сфере образования уже четверть века, и все это время слышу такие опасения. Причем независимо от времени и того, что происходит в стране: они были и в 1990-е, и в нулевые. На мой взгляд, радикально уровень не отличается от советского или постсоветского. Я проверяю ЕГЭ по русскому языку, работы участников акции «Тотальный диктант» – и не заметил, чтобы что-то кардинально изменилось. Разве что школьная программа русского языка стала катастрофически сложной: когда в первом классе детям дают понятие фонемы — это избыточно.

– Но даже слухи не бывают на пустом месте...
– Впечатление падения грамотности может быть связано с тем, что публичной письменной речи стало намного больше: чаты, мессенджеры, форумы и так далее. Раньше когда люди писали? Заявление на работе, письмо родственникам — вот, пожалуй, и все. А теперь мы постоянно переписываемся, в том числе и с ошибками — этот вал дает искаженную картинку. Опять же, нужно учитывать, что иногда неграмотно люди пишут нарочно — речь о хорошо известном и изученном лингвистами «олбанском языке», или «языке падонков», когда ошибки допускаются нарочно. «Што», «ишшо» – это просто игра.

Эмодзи вместо интонации

– Интернет изменил язык?
– Он изменил коммуникации. С языком, по сути, происходит то же, что и, к примеру, в Петровскую эпоху. Если сопоставить количество заимствований во времена Петра Первого или освоения Сибири, их будет точно не меньше, чем сейчас. Просто к ним мы привыкли, а к новым словам – еще нет. Это нормально для развития любого языка. А вот из нового можно говорить о третьей форме коммуникации, которая размывает границу между устной и письменной речью. Мы пишем в сетях антиорфографически не из-за незнания правил, а потому, что так короче. И чтобы собеседник «услышал» нашу фразу: «што», «чиво» выглядят так, как если бы их произнесли. 
Сейчас в общении мы пишем намного больше, чем разговариваем. Если вам нужно связаться с человеком, вы ему позвоните или напишете? По правилам современной коммуникации – последнее. Студент, если что-то хочет уточнить у преподавателя, возьмет телефон в последнюю очередь – скорее найдет педагога в «ВКонтакте», Viber. Такие правила действуют и в личной, и в деловой сфере. Есть практическое объяснение: вариант сообщений для всех комфортнее – позволяет отправить или просмотреть их в удобное время и тому подобное. 

– А зачем нам эмодзи, бесконечные стикеры?
– По сравнению с устной письменная речь «ущербна» – нет интонации, тона голоса. Они их заменяют — позволяют передать реакцию, настроение, несут дополнительный смысл.

«Океюшки» и прочий «хайп»

– Кроме «смайликов», в речи много иностранных слов на новый лад — «океюшки», «проабгрейдить». Они засоряют язык?
– Чаще заимствования приходят в язык целым словом. Но бывает и так, что мы пытаемся «переварить» инородные элементы своей грамматикой, словообразованием – это как раз ваши примеры. И все это язык не засоряет. Ему вообще главное не мешать, не говорить, как должно быть. К тому же язык самоочищается: то, что не используется, не оставит. Если бы у слова «менеджер» или сочетания «менеджер по клинингу» был корректный аналог, мы бы их не употребляли. Но «менеджер» – это не совсем специалист и не руководитель, а «менеджер по клинингу» – не то же самое, что уборщик. Как писал Пушкин, «Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет». А раз есть то, что мы называем «хайп», «баттл», и у них уже огромная словообразовательная цепочка, то им в нашем языке место. Когда появилось явление, процесс, для которого точного слова нет, — оно придет. Как в свое время пришла та же «спекуляция» и другие термины.

– Заимствования есть во всех языках?
– Да, но некоторые им как бы сопротивляются. Например, польский не стал перенимать слово «принтер», хотя прибор используется, для него изобрели другое – «друкарка». Похожая история в украинском. Причины тут в ментально-на-циональных механизмах, политике. 

– Еще одна актуальная тема – феминитивы. «Авторка», «докторка» приживутся?
– Важно понимать, что в русском языке категория грамматического рода напрямую не связана с родом биологическим, и тут спор идет о довольно узком узле – только наименованиях специальностей, профессий, родов деятельности. Но в целом изменения в угоду идее – такое мы уже проходили: например, после революции большевики активно насаждали аббревиатуры, имена Вилен, Даздраперма. Что-то осталось, но многое уже никто не вспоминает – так будет и с нынешними феминитивами. 

По данным ООН на 2018 год, Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире.

09-Письменной-речи-у-нас-стало-больше---она-в-мессенджерах,-соцсетях-и-даже-на-заборах..jpg
Письменной речи стало больше – в мессенджерах, соцсетях и даже на заборах, мы постоянно переписываемся, в том числе и с ошибками, этот вал дает искаженную картинку

фото Александра Матвеева и из архива героя материала
цитата
,
:
, :
Раз то, что мы называем «хайп», «баттл», появилось – этим словам в нашем языке есть место

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4489
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

49