или Зарегистрироваться
Обучение
1470
0
02 июля 2020

Дистанционный формат: не вместо, а вместе

О нюансах высшего образования и о том, в какую сторону меняются вузы, рассказывает калининградский эксперт
Мы много писали о том, как эксперимент по дистанционному образованию оценили ученики, учителя и директора школ. 
Что произошло в высшем образовании и справились ли с вызовом вузы, «Стране Калининград» рассказал эксперт, который работает в этой сфере уже 27 лет, – кандидат филологических наук, доцент Ирина Кукса. До недавнего времени она была первым проректором БФУ им. И. Канта, а сегодня заместитель директора Западного филиала РАНХиГС.

За персональным графиком будущее

– Какие проблемы были с переходом на дистант и всем ли они оказались по силам?
– На мой взгляд, университеты справились с ситуацией достойно. Помогла общая организационная готовность: по образовательным стандартам каждый университет и раньше должен был обеспечивать электронную образовательную среду. Тем, у кого была своя платформа, балльно-рейтинговая система, работа полностью в онлайн-форматах далась легче. Студенты тоже не испытали особых технических сложностей, они – цифровое поколение. 
Но не обошлось без сложностей. Высшая школа экономики, РАНХиГС вместе с министерством науки и высшего образования РФ провели несколько исследований: выясняли, какие возникли проблемы у студентов и преподавателей. Во-первых, не у всех дома было хорошо технически оснащено рабочее место: камера, скоростной интернет и т. п. Оба участника процесса оказались не готовы психологически одномоментно, а не постепенно перейти на электронные форматы. Но при этом по итогам треть студентов назвала дистант комфортным и рассматривает его как ключевой. Практика показала, что многое можно делать дистанционно — и качество от этого не страдает. Но что-то требует офлайна.

– Речь о практике?
– Да: те же инженерные, медицинские специальности, педагогику невозможно реализовать без занятий в реальности. Тут обязателен личный контакт, практика. Страдает в онлайн-обучении и еще одна важная компетенция – умение жить и работать в коллективе, выступать для живой аудитории. Этому дистант тоже не научит.

– Многие говорили о перегрузке: онлайн пришлось работать больше, чем в привычном режиме.
– Поскольку нет установленных правил, этикета (сообщения педагогам от студентов могли приходить поздно вечером и требовали быстрого ответа), дистанционная учеба действительно потребовала огромного количества времени. Нагрузка увеличилась для всех. Так что нужны нормативы. Так, по старым стандартам, студенты должны отработать 54 часа в неделю, включая аудиторные и самостоятельные занятия. Эту цифру можно брать за ориентир и от нее отталкиваться.

– Какие еще плюсы называли?
– Экономия времени и денег на дорогу, возможность планировать свое время самостоятельно. Хотя только продвинутые вузы смогли перейти не только на дистантное, но и на асинхронное обучение — это когда занятия не идут у всех по жесткому расписанию, а график составляется под конкретных студентов. Это требует от обучающихся большей ответственности и осознанности. Но будущее — за персонализацией образования.

Новые дети в старой педагогике

– Получается, эксперимент с дистантом показал, куда движется высшее образование?
– Да, и в том числе обнажил проблемы. Студент до сих пор остается объектом обучения, а не субъектом, который сам выбирает, что осваивать, определяет темп. Ведь кому-то, чтобы освоить программу, достаточно два года, а кому-то пять-шесть лет с перерывом на работу и т. д. Студент должен стать партнером. Педагог – работать не только над тем, чтобы ученик запоминал и воспроизводил, но тоже генерировал.

– Онлайн не заменит традиционные формы полностью? Родители переживают.
– Нет речи о «вместо», только о «вместе». Те формы обучения, которые хорошо себя показали, стоит оставить, к примеру, многие лекции можно заменить онлайн-форматами. Еще Шалва Амонашвили, известный советский педагог, говорил, что новые дети в старой педагогике не умещаются. Так что сейчас время новых форматов, подачи, подходов. Самое страшное для современного образования – обмануть ожидания студента и не отвечать потребностям внешнего мира, стать неактуальным.

– Как проходит прием абитуриентов в этом году, не будет ли проблем?
– Изменился формат подачи документов – пока это только онлайн. Сдвинулись сроки: теперь о зачислении будет известно только после 20 августа. Есть вопросы по дополнительным испытаниям, они необходимы, к примеру, на специальностях по искусству, физкультуре и спорту и т. д. Вышел приказ министерства науки и высшего образования, который при спокойной эпидобстановке в области допускает их проведение в привычном режиме. Но тут все зависит от Роспотребнадзора, правительства области. Пока в Калининграде ориентируемся на дистанционную форму. Особенностей в этом году много, но уверена, что вузы и выпускники с ними справятся. И 1 сентября начнется новый учебный год. У абитуриентов-2020 есть неоспоримое преимущество – опыт работы и действий в неопределенных условиях. А в современном мире этот навык незаменим.

Особенности поступления – 2020
1. Прием документов до 18 августа.
2. Дистанционная подача (через электронные системы университетов или почту).
3. Можно подать заявление без результатов ЕГЭ – их вуз учтет позже самостоятельно.
4. Для поступления принимаются результаты ЕГЭ 2016–2020 годов.
– У абитуриентов возникает много вопросов. В этом году консультации можно получить по телефону, в социальных сетях, на горячей линии на сайте, – рассказали в БФУ им. И. Канта. – Прием документов начался. В этом году не нужно ждать результатов ЕГЭ: достаточно паспорта и аттестата. Результаты тестов вуз получит самостоятельно из федеральной информационной системы. После завершения приема документов будут опубликованы конкурсные списки поступающих, на их основании пройдет зачисление.
– Для поступления нужен паспорт (документ, удостоверяющий личность), аттестат (документ об образовании) и документы, подтверждающие индивидуальные достижения, особые права и льготы (при наличии), – поясняется на официальном сайте КГТУ. 
– Документы об образовании и согласие на зачисление в этом году тоже подаются в электронном виде, оригиналы предъявляются уже в первый год обучения, – подчеркнули в Западном филиале РАНХиГС. – Вступительные испытания, если есть, также пройдут дистанционно.

04-кукса.jpg
Кандидат филологических наук, доцент Ирина Кукса

04-6R1A5375.jpg
В этом году абитуриенты подают заявление на поступление в вуз исключительно дистанционно – через интернет

фото Елены Будеркиной (пресс-служба БФУ им. И. Канта) и из архива «СК»

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2