или Зарегистрироваться
Обучение
1618
0
26 марта 2020

Уроки переезжают на дом

Власти решили перевести все школы области на дистанционный формат образования
На прошлой неделе на областном уровне принято решение, что длинных каникул до 12 апреля, как во многих регионах, у калининградских школьников не будет. Так что уже 30 марта или 1 апреля, в зависимости от графика, учащиеся вернутся к занятиям, но уже в дистанционном формате.
– Школы и школы-интернаты продолжат работу, в них постоянно будут находиться учителя и администрация, – пояснила министр образования области Светлана Трусенева. 
Готовы ли мы к таким изменениям и как обучение будет выглядеть через неделю, выяснили корреспонденты газеты «Страны Калининград».

Мы готовы
Эксперты Калининградского областного института развития образования (КОИРО) советуют учитывать потенциальные проблемы. Например, технические сложности – перегруз серверов, ограничение ресурсов. И поэтому предлагают школам не повторять расписание уроков с большим количеством занятий. А переходить на блоки, обратную связь через легкие приложения, для которых не нужен быстрый интернет. 
– Оцениваю готовность области к дистанционному образованию как высокую, – говорит начальник Центра информатизации образования КОИРО Дмитрий Кулагин. – У нас хорошая инфраструктура. Мы используем электронный дневник, который позволяет в качестве домашнего задания прикреплять материалы, тесты, цифровые ресурсы и обеспечивать обратную связь. Он доступен каждому учителю и ученику. В электронном журнале, который также используют все школы, появилась новая функция проведения онлайн-уроков. Образовательные порталы и системы дистрибуции образовательного контента наряду с федеральными коллекциями цифровых ресурсов на период карантина стали бесплатными.
Издательства, выпускающие учебную литературу, открыли бесплатный доступ к базе электронных учебников. Не просят денег и на популярных платформах «Российская электронная школа», «ЯндексУчебник», «ЯКласс» и др. (перечень всех бесплатных ресурсов можно найти на сайте КОИРО koiro.edu.ru).
Присоединяются к тренду и калининградцы. Областная научная библиотека открыла бесплатный доступ к электронным книгам. 
– Мы открыли для свободного доступа свою «Цифровую среду» – систему ссылок на учебные материалы (видеоуроки, тренажеры, тесты, теорию) по каждой учебной теме каждого предмета школьной программы с 1-го по 9-й класс (на данный момент там около 10 тысяч ссылок, постоянно пополняется), – рассказал журналистам Павел Шиварев, один из организаторов «Семейной (не)школы «Искатели».

Если нет интернета
Остается два важных вопроса. Первый: все ли так гладко технически?
– Качества интернета в школах точно достаточно для простых операций по добавлению готовых заданий. А вот использовать более мощные образовательные порталы в части учебных заведений (это почти 39%, преимущественно в малых населенных пунктах области) будет затруднительно, видеоуроки и интерактивные модели там не подойдут, – пояснил Дмитрий Кулагин.
Так что тут каждый будет искать свой формат. Как и решать вторую проблему – если у ученика дома нет компьютера или интернета. 
– В таких случаях родителям нужно обратиться в администрацию школы. 
С каждым вопрос будет решаться индивидуально, – прокомментировали ситуацию в региональном министерстве образования. – Где-то смогут помочь электронными ресурсами, которые есть у школы. Где-то будут работать через родителей, направляя им домашнее задание. Дополнительно могут предусмотреть установку раздаточных точек. 
– Можно организовывать работу с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников, – говорят в КОИРО. – Отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может, это будет обычая коробка, почтовый ящик в холле школы.
В школах тоже активно ищут выход.
– Мы стали узнавать технические возможности детей. Оказалось, что у большинства есть интернет, но у части он только мобильный, с ограниченной скоростью и трафиком. У некоторых учеников есть только мобильные телефоны, а это маленький экран, значит, появляются требования к адаптивному дизайну приложений, которые используем, иначе дети выпадут из процесса, – рассказал Алексей Банев, замдиректора «Школы будущего». – У сельских школ, которые возят детей из разных поселков, есть автобусы. И тут можно либо привозить распечатанные задания и бросать в почтовый ящик, либо отправлять родителям на электронную почту. Забирать для проверки придется лично, соблюдая рекомендации ВОЗ. 
Кстати, в «Школе будущего» с начала каникул 17 марта всех учителей перевели на дистанционную работу, а совещания проводят в Zoom, без очных встреч. 

Испытание для всех
Теперь о том, как будет выглядеть обучение после каникул.
– Дистанционные занятия не должны повторять те, что проходят в классах. Они строятся более крупными блоками, – рассказал Исмаил Нигматуллин, директор школы № 36. – Ученики получат доступ к электронному образовательному ресурсу, к сервисам для самопроверки. Общаться с учителем и другими учениками можно в электронном журнале, создать группы или чаты в соцсетях или мессенджерах. Учитель дает задание, размещая его (или ссылку) в электронном журнале. Ученик выполняет его в режиме онлайн либо присылает решение. Учитель выставляет оценки (при необходимости с комментариями) опять же в электронный журнал, дает ученикам консультации и индивидуальные задания. 
– Сейчас мы составляем расписание виртуальных консультаций по предметам и классных часов. Всех учителей обеспечили ноутбуками для комфортной работы в любом месте, – говорит Алексей Банев. 
– Для подготовки к ОГЭ я создала канал в Телеграме, куда выкладываю видео-объяснение вариантов, примеров и тем, – рассказала математик «Школы будущего» Ольга Кисилева, «Учитель года – 2016», победитель конкурса «IУчитель». – Использую инструмент Teacher desmos, там есть уже разработанные курсы по темам. Можно просто выдать их классу или редактировать под себя. Хорошие ресурсы «01математика», Phet.colorado – симулятор по химии, биологии, физике и математике. Для создания курсов рекомендую Google Classroom, конструкторы уроков Wizer.me, Coreapp.ai. Для онлайн-встреч – Draw.Chat, где можно вести урок и работать вместе с учениками на виртуальной доске. Подойдут прямые эфиры в Zoom, Instagram. 
Все сложности станут понятны только после запуска системы.
– Проблема, с которой столкнулись мы, учителя английского языка, – отсутствие на сервисах хорошо систематизированных материалов. Поэтому приходится многое создавать самим. Еще одна трудность – готовность школьников к самостоятельной работе, – считает Наталья Романова, педагог лицея 
№ 49, победитель конкурсов онлайн-курсов EdCrunch Award и «IУчитель». – Мои ученики знают, что такое дистанционное задание, где оно размещается, как его выполнять и смотреть результаты. Для нас это привычная работа. Но теперь она будет по каждому предмету и каждый день! Это серьезное испытание, но и новые возможности для всех нас.

Что советует психолог
Елена Болдырева, руководитель подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске:– Первая сложность – умение ребенка себя организовать. Родителю важно помочь наладить новый формат: вместе с ребенком определить время обучения. Прорепетировать, как будет выглядеть урок, – сесть, включить компьютер, подготовить тетради, открыть нужный сайт, прочитать задание, выполнить его. Нормально, если вначале процесс будет буксовать. 
Вторая сложность – многие школьники не умеют просить о помощи учителя. Родителям важно помочь наладить общение в чате с педагогами.
Третья сложность – ребенок все время дома, велик соблазн зависнуть в гаджетах. За этим нужно следить взрослым. И, конечно, оказывать ребенку поддержку, не обесценивая такой формат учебы. 

Если есть вопросы по новому формату
Для учителей, директоров и родителей:
  • Начальник Центра информатизации образования Дмитрий Юрьевич Кулагин, тел. 8 (4012) 63-14-37; e-mail: [email protected].
  • Начальник учебно-методического центра управления образованием Юлия Александровна Скабицкая, тел. 8 (4012) 57-83-29; e-mail: [email protected].
  • Федеральная горячая линия – 8-800-200-91-85.

11-Дистанционное-обучение.jpg
При дистанционном обучении есть опасность, что находящийся дома ребенок зависнет в гаджетах

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27