– Школы и школы-интернаты продолжат работу, в них постоянно будут находиться учителя и администрация, – пояснила министр образования области Светлана Трусенева.
Готовы ли мы к таким изменениям и как обучение будет выглядеть через неделю, выяснили корреспонденты газеты «Страны Калининград».
Мы готовы
Эксперты Калининградского областного института развития образования (КОИРО) советуют учитывать потенциальные проблемы. Например, технические сложности – перегруз серверов, ограничение ресурсов. И поэтому предлагают школам не повторять расписание уроков с большим количеством занятий. А переходить на блоки, обратную связь через легкие приложения, для которых не нужен быстрый интернет.
– Оцениваю готовность области к дистанционному образованию как высокую, – говорит начальник Центра информатизации образования КОИРО Дмитрий Кулагин. – У нас хорошая инфраструктура. Мы используем электронный дневник, который позволяет в качестве домашнего задания прикреплять материалы, тесты, цифровые ресурсы и обеспечивать обратную связь. Он доступен каждому учителю и ученику. В электронном журнале, который также используют все школы, появилась новая функция проведения онлайн-уроков. Образовательные порталы и системы дистрибуции образовательного контента наряду с федеральными коллекциями цифровых ресурсов на период карантина стали бесплатными.
Издательства, выпускающие учебную литературу, открыли бесплатный доступ к базе электронных учебников. Не просят денег и на популярных платформах «Российская электронная школа», «ЯндексУчебник», «ЯКласс» и др. (перечень всех бесплатных ресурсов можно найти на сайте КОИРО koiro.edu.ru).
Присоединяются к тренду и калининградцы. Областная научная библиотека открыла бесплатный доступ к электронным книгам.
– Мы открыли для свободного доступа свою «Цифровую среду» – систему ссылок на учебные материалы (видеоуроки, тренажеры, тесты, теорию) по каждой учебной теме каждого предмета школьной программы с 1-го по 9-й класс (на данный момент там около 10 тысяч ссылок, постоянно пополняется), – рассказал журналистам Павел Шиварев, один из организаторов «Семейной (не)школы «Искатели».
Если нет интернета
Остается два важных вопроса. Первый: все ли так гладко технически?
– Качества интернета в школах точно достаточно для простых операций по добавлению готовых заданий. А вот использовать более мощные образовательные порталы в части учебных заведений (это почти 39%, преимущественно в малых населенных пунктах области) будет затруднительно, видеоуроки и интерактивные модели там не подойдут, – пояснил Дмитрий Кулагин.
Так что тут каждый будет искать свой формат. Как и решать вторую проблему – если у ученика дома нет компьютера или интернета.
– В таких случаях родителям нужно обратиться в администрацию школы.
С каждым вопрос будет решаться индивидуально, – прокомментировали ситуацию в региональном министерстве образования. – Где-то смогут помочь электронными ресурсами, которые есть у школы. Где-то будут работать через родителей, направляя им домашнее задание. Дополнительно могут предусмотреть установку раздаточных точек.
– Можно организовывать работу с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников, – говорят в КОИРО. – Отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может, это будет обычая коробка, почтовый ящик в холле школы.
В школах тоже активно ищут выход.
– Мы стали узнавать технические возможности детей. Оказалось, что у большинства есть интернет, но у части он только мобильный, с ограниченной скоростью и трафиком. У некоторых учеников есть только мобильные телефоны, а это маленький экран, значит, появляются требования к адаптивному дизайну приложений, которые используем, иначе дети выпадут из процесса, – рассказал Алексей Банев, замдиректора «Школы будущего». – У сельских школ, которые возят детей из разных поселков, есть автобусы. И тут можно либо привозить распечатанные задания и бросать в почтовый ящик, либо отправлять родителям на электронную почту. Забирать для проверки придется лично, соблюдая рекомендации ВОЗ.
Кстати, в «Школе будущего» с начала каникул 17 марта всех учителей перевели на дистанционную работу, а совещания проводят в Zoom, без очных встреч.
Испытание для всех
Теперь о том, как будет выглядеть обучение после каникул.
– Дистанционные занятия не должны повторять те, что проходят в классах. Они строятся более крупными блоками, – рассказал Исмаил Нигматуллин, директор школы № 36. – Ученики получат доступ к электронному образовательному ресурсу, к сервисам для самопроверки. Общаться с учителем и другими учениками можно в электронном журнале, создать группы или чаты в соцсетях или мессенджерах. Учитель дает задание, размещая его (или ссылку) в электронном журнале. Ученик выполняет его в режиме онлайн либо присылает решение. Учитель выставляет оценки (при необходимости с комментариями) опять же в электронный журнал, дает ученикам консультации и индивидуальные задания.
– Сейчас мы составляем расписание виртуальных консультаций по предметам и классных часов. Всех учителей обеспечили ноутбуками для комфортной работы в любом месте, – говорит Алексей Банев.
– Для подготовки к ОГЭ я создала канал в Телеграме, куда выкладываю видео-объяснение вариантов, примеров и тем, – рассказала математик «Школы будущего» Ольга Кисилева, «Учитель года – 2016», победитель конкурса «IУчитель». – Использую инструмент Teacher desmos, там есть уже разработанные курсы по темам. Можно просто выдать их классу или редактировать под себя. Хорошие ресурсы «01математика», Phet.colorado – симулятор по химии, биологии, физике и математике. Для создания курсов рекомендую Google Classroom, конструкторы уроков Wizer.me, Coreapp.ai. Для онлайн-встреч – Draw.Chat, где можно вести урок и работать вместе с учениками на виртуальной доске. Подойдут прямые эфиры в Zoom, Instagram.
Все сложности станут понятны только после запуска системы.
– Проблема, с которой столкнулись мы, учителя английского языка, – отсутствие на сервисах хорошо систематизированных материалов. Поэтому приходится многое создавать самим. Еще одна трудность – готовность школьников к самостоятельной работе, – считает Наталья Романова, педагог лицея
№ 49, победитель конкурсов онлайн-курсов EdCrunch Award и «IУчитель». – Мои ученики знают, что такое дистанционное задание, где оно размещается, как его выполнять и смотреть результаты. Для нас это привычная работа. Но теперь она будет по каждому предмету и каждый день! Это серьезное испытание, но и новые возможности для всех нас.
Что советует психолог
Елена Болдырева, руководитель подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске:– Первая сложность – умение ребенка себя организовать. Родителю важно помочь наладить новый формат: вместе с ребенком определить время обучения. Прорепетировать, как будет выглядеть урок, – сесть, включить компьютер, подготовить тетради, открыть нужный сайт, прочитать задание, выполнить его. Нормально, если вначале процесс будет буксовать.
Вторая сложность – многие школьники не умеют просить о помощи учителя. Родителям важно помочь наладить общение в чате с педагогами.
Третья сложность – ребенок все время дома, велик соблазн зависнуть в гаджетах. За этим нужно следить взрослым. И, конечно, оказывать ребенку поддержку, не обесценивая такой формат учебы.
Если есть вопросы по новому формату
Для учителей, директоров и родителей:
- Начальник Центра информатизации образования Дмитрий Юрьевич Кулагин, тел. 8 (4012) 63-14-37; e-mail: [email protected].
- Начальник учебно-методического центра управления образованием Юлия Александровна Скабицкая, тел. 8 (4012) 57-83-29; e-mail: [email protected].
- Федеральная горячая линия – 8-800-200-91-85.
При дистанционном обучении есть опасность, что находящийся дома ребенок зависнет в гаджетах
поделиться