или Зарегистрироваться
Обучение
3001
0
29 января 2020

Нужно ли убирать «классовую борьбу» и расписание

Педагоги со всей страны обсудили на конференции в Калининграде перспективы старшей школы
Сфера образования меняется: новые стандарты, подходы и требования. А как будет выглядеть, к примеру, старшая школа лет через десять? 
Об этом на «Нестандартной конференции» в «Школе будущего» на прошлой неделе размышляли лучшие педагоги-новаторы из 20 регионов нашей страны. 

Ожидания учителей
Говорили о проблемах, вариантах их решений, делились опытом.
– Еще лет восемь назад школа была драйвером перемен, а вузы тормозили и буксовали, – высказала мнение Елена Лихацких, и. о. директора по общему образованию НИУ ВШЭ. – Сейчас же все наоборот: высшие учебные заведения, как правило, четко понимают, что актуально на рынке и востребовано молодежью, а школы – еще нет. Проблема в том, что старшеклассников ориентируют на знания – ЕГЭ, олимпиады, конкурсы. И с этим все в порядке. С первого курса университета, куда было сложно поступить, мотивированных ребят отчисляют из-за того, что они не справляются совсем с другим. Их компетенции не соответствуют уровню образования, которое пришли получать: не хватает самоорганизации, умения собраться в короткий срок и т. п. 
И тут важно разобраться, а что именно влияет на результаты детей.
– Факторов много, но самый главный – ожидания учителей, – считает Ирина Салыгина, директор центра «Грани развития». – Если их нет и педагог, к примеру, заранее уверен, что ничего у определенного ребенка не получится, добиться значимых достижений ему будет сложно. Когда я руководила школой, у меня были случаи, когда учителя подходили и говорили, что этого ученика нужно убрать из физико-математического или инженерно-технического профиля, потому что толку не будет... Дальше по степени влияния идет взаимодействие педагогов – насколько они способны работать в команде и делать общее дело, помогать ребенку с разных сторон. Большую роль играет вовлеченность родителей, выстраивание процесса обучения так, чтобы ученик был в центре. 
Эксперты отметили, что для учителей сегодня важно налаживать систему наставничества, участвовать в семинарах, создавать предметные группы учителей для обсуждения разных вопросов, совместное обсуждение научной литературы и публикация в профессиональных журналах. 
– Основной тренд – это профессиональное обучающееся сообщество. Быть его частью необходимо, чтобы оставаться актуальным и развиваться, – полагает Салыгина.

Неспособных нет
Ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов рассказал о своем опыте и позиции относительно старшей школы. 
– Мне кажется, в старшей школе нужно убирать деление на классы — как я шучу, «классовую борьбу» – и рамочное расписание, то есть предметно-урочную систему. Они все тормозят. Пускай это звучит радикально, от них нужно уходить, – высказался Алексей Обухов. – В некоторых школах в России у уроков уже сопровождающая функция. То есть главное — это исследования и проекты, а поскольку, например, для их реализации необходимы знания по математике, планируются и предметные занятия. При этом ребенок понимает, для чего они ему, и с интересом учится. Есть примеры, когда большая часть обучения проходит за пределами школы – в лабораториях, на кафедрах вузов, в экспедициях и т. д. Хороший формат – кратковременные выездные школы. Или формы, когда вообще нет уроков, но есть разные типы индивидуально-группового обучения.
Что касается деления на способных и бестолковых учеников, то Алексей Обухов уверен, что работать можно с любыми детьми. 
– Чтобы не быть голословным, я набрал учеников, которые прошли «двойной негативный отбор»: их выгнали из приличных школ и не взяли в соседние. С этими старшеклассниками — классическими трудными подростками – я провел выездную школу. Мы проводили исследования по экологии, языку и другим направлениям. Работа была командной и максимально самостоятельной: начиная с того, что они сами обустраивали быт, готовили еду, заканчивая режимом — было фиксированное начало и финал дня, а вот график между определяли сами, – вспоминает участник конференции. – Мне с командой коллег удалось выстроить процесс обучения так, что у ребят появился интерес, и они показали отличные результаты. Стали моими помощниками: теперь делают проекты с детьми из начальной и средней школы как кураторы.

Норма жизни – неопределенность
Мир быстро меняется. Новизна, изменчивость и неопределенность становятся нормой жизни. И, как следствие, внутренняя мотивация, саморегуляция, инициативность становятся самыми важными качествами для нынешних старшеклассников.
– Максимальный эффект дает сочетание трех условий: ребенок должен чувствовать себя инициатором собственного действия, компетентным (тут речь об обратной связи и понимании, что он что-то может) и уметь налаживать межличностные связи, – говорит педагог. – Важна вовлеченность в процесс. Но это не когда мы получаем результат, если усиливаем внешний контроль. А когда перестаем давить, а ученик проект не бросает и доводит до результата. Мы с коллегами проводили опрос и выявили, что учителя и родители под словом «самостоятельность» часто понимают «сделает сам то, что я от него хочу». Но это – исполнительность! А самостоятельность — это «сделает то, что хочет сам». И не стоит эти понятия путать. Я часто привожу в пример историю, рассказанную однажды моим ученикам известным космонавтом Георгием Гречко. Когда он в первый раз полетел в космос, то увидел, что верхние слои атмосферы имеют колбочкообразную форму. Выступая потом на научной конференции, поделился наблюдениями, но коллеги уверенно ответили: «Этого не может быть, все знают, что верхние слои атмосферы слоистые». Гречко не отказался от своей гипотезы, и в следующий раз полетел в космос, уже вооружившись специальными приборами. И снова выступил — и теперь аудитория уже допустила сомнения. В третий раз Георгий Михайлович провел в космосе серию специальных исследований. Вернувшись, опять выступил, а из аудитории прозвучало: «Зачем вы нам это доказываете, ведь это и так всем известно!» Именно такая настойчивость и выход за пределы привычного, заданного – способность, которая будет востребована в ближайшем будущем.

Официально
Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области:
– Система старшей школы постоянно меняется. У десятиклассников и выпускников запрос на углубленные знания по тем предметам, которые нужны для поступления в вузы, успешной сдачи ЕГЭ. Мы видим, как в школах уходят от системы классов и формируют потоки, а сами ребята планируют свое время в рамках индивидуального расписания. На конференции педагоги представили лучшие практики не только Калининградской области, но и других регионов.


10-Акцент-в-9-11-х-классах-надо-делать-на-исследования,-самостоятельность-и-вовлеченность.jpg
Акцент в 9–11-х классах надо делать на исследованиях, самостоятельности и вовлеченности
цитата
,
:
, :
Будут востребованы настойчивость и способность выйти за пределы привычного

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3