Это виртуальный документ с персональным счетом, средства с которого можно тратить на занятия в муниципальной или частной структуре. Денежный эквивалент утверждается в каждом муниципальном образовании: сегодня, например, самая крупная сумма — в Светлогорске (15 294 рубля) и Калининграде (15 102 рубля), а самая маленькая — в Гвардейске (7132 рубля).
Если раньше государство формировало задание для каждого Дома творчества, ДЮЦ, выделяло средства, и там решали, чему учить, то теперь деньги идут за ребенком – и, по замыслу, это должно привести к изменению и росту качества услуг, здоровой конкуренции между кружками и секциями.
– Сейчас в системе зарегистрировано 495 организаций, из них 24 частных и один индивидуальный предприниматель, – рассказали «Стране Калининград» в региональном модельном центре дополнительного образования детей. – На сегодня выдан 82 071 сертификат, общее количество программ (оно будет увеличиваться) 3583.
Мыслить как предприниматели
Какие проходят изменения, на прошлой неделе обсуждали на конференции «Дополнительное образование 2.0 — успех каждого ребенка» в рамках регионального августовского педфорума «Национальный проект «Образование – время новых возможностей». Руководители и педагоги делились успешными примерами и новыми формами работы.
– Одна из важных задач допобразования — подготовка детей к участию в проектных олимпиадах. Их главная цель — научить предпринимательскому мышлению. Но не в смысле подхода 1990-х – как быстро заработать денег, а в современном виде: с четким пониманием, для кого и что создается, как эта идея поможет другим людям.
В итоге на олимпиадах все работы оцениваются как небольшие бизнес-проекты, – говорит педагог допобразования Елена Пантюхина. – Одна из самых крупных и значимых олимпиад в этом списке — НТИ (Олимпиада национальной технологической инициативы). Там ребята решают конкретные инженерные задачи. Здесь нужны самостоятельность, свобода мышления и междисциплинарные знания: например, для профиля «автономные пилотные системы» – программирование, конструирование, география, геометрия, в профиле «нанотехнологии» – физика, химия и биология. Участие дает ребятам не только хороший опыт, в случае победы это льготы при поступлении в лучшие вузы страны. Кроме того, на этапе 8–9-го класса талантливых детей могут пригласить в лицеи-интернаты при крупных университетах либо забрать вне конкурса после выпуска из школы.
Педагог отметила и другие крупные олимпиады: «Нанометр», конкурсы на всероссийском форуме профориентации «ПроеКТОриЯ», конкурсы «Рыбаков Фонда».
Сила в партнерстве
– Мы ищем новые направления, чтобы детям было интересно учиться. Используем для этого ресурсы ДЮЦ и партнеров, у нас четыре года работает конвергентная модель сетевого взаимодействия. Например, рисование на компьютере, робототехника проходят в гимназии № 32, роботоконструирование – в школе № 50 и т. д., – рассказала Татьяна Дмитриева, директор ДЮЦ «На Комсомольской». – В приоритете у нас судомоделирование и судостроение. Успехов много.
В 2016 году мы получили заказ от нашего партнера КГТУ – для демонстрации идеи студентов нужно было создать модель научно-технического судна. Наши ребята справились, и макет был представлен на ВДНХ!
Вторым крупным проектом стало научно-исследовательское беспилотное судно «Космонавт Леонов» (дать свое имя ребятам разрешил лично герой). В нем также участвовали ученые КГТУ (они ставили задачи и консультировали), завод «Янтарь» (там ребята посмотрели, как в реальности строят большие корабли). Результат впечатляет: модель легла в основу интерактивных уроков, их теперь проводят в образовательном центре «Сириус», ученики студии технического моделирования ДЮЦа наряду с учеными указаны как соавторы методического пособия по созданию беспилотных морских дронов.
– Мы создаем и используем интерактивные уроки в студиях технической направленности. А в новом году запустим программу обучения педагогов созданию примеров занятий по шахматам, декоративно-прикладному творчеству, изодеятельности, – уточнила директор ДЮЦ.
В Доме детства и юношества Немана активно развивают участие в проектах детей с ОВЗ.
С ними работают единицы: мало кто из организаций может предоставить нужные условия.
– В нашем городе открылось районное отделение Всероссийского общества инвалидов, и от родителей детей с ограничениями по здоровью был запрос: они хотели, чтобы их дети занимались в кружках, – пояснила методист Юлия Петрова. – Мы продумали занятия – как индивидуальные, так и групповые (в том числе с участием родителей), и сейчас у нас обучаются 11 детей с нарушениями опорно-двигательной системы, слуха, зрения и т. д.
Комментарий
Ольга Титова, руководитель Калининградской организации
Общероссийского профсоюза образования:
– На конференции были представлены интересные примеры работы – они показывают, что многое меняется. Цели, которые преследует реформа, благие: повышение качества, развитие конкурентоспособности. Но для этого нужно параллельно повышать квалификацию педагогов. Есть и другой острый момент – большой разрыв в номинале сертификатов в разных муниципалитетах. Проблемы есть. И мы хотим выйти с идеей создания специальной площадки для их обсуждения.
Только цифры
В системе персонифицированного допобразования Калининградской области:
– 495 организаций, из них 24 частных и 1 ИП;
– общее количество программ 3583;
– выдан 82 071 сертификат.
В современных кружках калининградские школьники придумывают разнообразные проекты и затем реализуют их на практике
цитата,, :
:Сегодня наибольшие суммы сертификатов на допобразование – в Калининграде и Светлогорске, наименьшая – в Гвардейске
поделиться