Лучшим стал преподаватель истории и обществознания школы № 6 Калининграда Владимир Матюхов. Осенью он представит нашу область на федеральном состязании в Чечне.
А пока педагог готовится к этому важному событию, он рассказал кореспонденту газеты «Страна Калининград», возможно ли сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов и интересуется ли политикой молодежь.
Заново поверил в себя
О карьере учителя Владимир Матюхов мечтал с детства. Выпускник школы № 3, с будущей профессией он определился еще в старших классах.
– Нравилась история, поэтому поступил в БФУ им. И. Канта на это направление. На 4-м курсе первый раз пришел на практику в лицей — и понял, это мое. Было интересно вза-имодействовать с ребятами, делиться знаниями. Профессия не разочаровала: в ней нет повторений – тема может быть одной и той же, но каждый раз другие дети, мысли и контекст, – объясняет Владимир.
Помимо учебы, он занимался спортом, а ночами разгружал суда – хотел независимости и собственных денег.
– Так – 3–4 дня в неделю, а по выходным иногда вообще работал сутками, встречал на причале рассвет и закат. Тот период жизни научил трудолюбию и упорству, – вспоминает педагог.
Позже эти качества неоднократно пригодились. В том числе на конкурсе «Учитель года». Впервые Владимир пошел на него в 2015 году – и проиграл.
– Прошел призером город, на области добрался до десятки. Скажу откровенно, что неудачу переживал болезненно. На восстановление понадобилось четыре года. Копил силы, опыт. И в этом году заслуженная победа позволила заново поверить в себя, поставить амбициозные цели, – делится собеседник. – Друзья, коллеги и знакомые поздравляли, ученики на уроках встречали аплодисментами.
В день финала был мой день рождения – и звание «Учитель года» стало лучшим подарком. Вместе со мной радость разделила семья – жена Марина тоже педагог, тренер по физкультуре в детском саду. Выигранные деньги (100 тысяч рублей. – Прим. авт.) вложим в улучшение жилья, растет двое мальчишек, им нужно больше места.
Мыслить и искать информацию
В школе 33-летний педагог трудится уже 10 лет и видел немало перемен. Современные реформы ему по душе.
– Иногда завидую сегодняшним школьникам: для них строят потрясающие здания, где есть кинотеатры, бассейны, обсерватории, лаборатории. Школа превращается в исследовательский институт и открывает невероятные возможности для роста и развития, – считает Владимир. – Конечно, нагрузка у ребят большая. Но считаю, что это хорошо: ребенок должен быть все время занят. Моим сыновьям сейчас один и четыре года, но, как подрастут, обязательно будут заниматься самым разным, в том числе спортом, хочу отдать их в хоккей.
Конечно, поговорили мы и о ЕГЭ – они начинаются уже на этой неделе. Тем более что уже много лет Владимир входит в комиссию и проверяет тестирования.
– С каждым годом ЕГЭ становится все сложнее. Отношение у меня к нему двоякое.
С одной стороны, форма сдачи понятная, прозрачная. Объективный способ проверки: работа зашифрована, автора я не знаю и оцениваю только знания. С другой стороны, есть разница между предметами — например, физикой, где и правда все можно увести в тесты, и той же историей, где важны в том числе размышления. Есть опасения, что постепенно мы превратимся в тестовое поколение, а ведь важно еще и уметь коммуницировать, представлять себя, правильно говорить и т. д.
Наш собеседник поддерживает идею сделать обществознание обязательным для сдачи. Сегодня это первый по популярности предмет по выбору, потому что нужен для поступления на различные специальности.
– Он включает в себя разные науки и изучает важные темы: права потребителей, трудовое право и т. д. Все это точно пригодится, а знания показывают общий уровень подготовки к взрослой жизни, – уверен Владимир.
В 1990-е, во времена перестройки, мы потеряли финансовую, правовую, политическую грамотность, только сейчас начинаем наверстывать упущенное.
А вот тесты по истории он находит чрезмерно сложными.
– Чтобы их пройти на высокий балл, нужны энциклопедические знания. Мало помнить основные даты, события. Например, в тестах не только проверяют героев войны, но и спрашивают о том, кто служил в их частях, был в их ротах, – поясняет учитель.
Несмотря на замысловатость предмета, история ученикам интересна.
– Развиваем критическое мышление, поэтому касаемся многого. Призываю ребят читать новости, в том числе и на качественных иностранных ресурсах, если знают язык. Учу искать информацию в разных источниках, сравнивать, анализировать, делать выводы, – говорит Владимир. – Что касается острых тем Крыма, Украины и так далее, то ЕГЭ по истории заканчивается маем 2012 года, о событиях последних лет пока в тестах ничего нет. Но все равно, конечно, про них говорим, ведь, вопреки расхожему мнению, что молодежи любопытны только блогеры с рассказами о видеоиграх и косметике, им интересна политика и другие вещи. Я, как историк, тоже делаю для себя выводы. Например, чтобы разобраться с темой Крыма, в 2015 году туда поехал. Пообщался с жителями, собрал данные – и сформировал свое отношение.
Мечта — встреча с президентом
Лучший учитель области параллельно работает в школе системным администратором.
– Нагрузка большая, но рад, что она есть, – это позволяет зарабатывать, содержать семью.
И я вижу не только материальный результат, – поясняет Владимир. – Победа закрыла множество желаний: гордость за меня родных, карьерный рост и т. п. Теперь мечтаю победить на федеральном конкурсе, пообщаться с президентом (как правило, для лауреатов проводят круглый стол с главой страны). В будущем мне интересно было бы участвовать в изменениях системы образования и ее развитии.
Подробнее о конкурсе «Учитель года» читайте в материалах «Учитель года в стиле TED» и «Мужчина-учитель сегодня может обеспечить семью»
Владимир Матюхов обсуждает с детьми острые темы и учит их критически мыслить
Лучший учитель Калининградской области 2019 года считает, что ЕГЭ по истории – это один из самых сложных тестов
поделиться