или Зарегистрироваться
Обучение
1784
0
04 апреля 2019

Готовы ли учителя и родители к инклюзии?

Калининградские педагоги поделились опытом работы с детьми-инвалидами и их здоровыми сверстниками
На прошлой неделе в Калининграде прошел областной фестиваль инклюзивных практик. 
На нем педагоги из детских садов и школ со всей области делились друг с другом опытом и идеями. Многие преподают в классах, где учатся здоровые дети и ребята с инвалидностью, и не понаслышке знают, как много возникает проблем. И какой может быть прогресс, если их решить.

У учителей шок
Фестиваль уже в третий раз организовывает «Аппарель» – ассоциация молодых инвалидов.
– В школе №28 собралось 150 человек – из городов и поселков, из крупных и маленьких школ и садиков. Тема инклюзии сегодня актуальна, но все еще находится на начальном этапе: часто дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) попадают в спецклассы и редко контактируют с обычными сверстниками. А именно это взаимодействие развивает и дает многое всем сторонам, – рассказал Сергей Киселев, директор «Аппарели». 
И тут мы, конечно, не уникальны: похожая ситуация по всей стране. Но важно, что есть желание ее изменить.
– По закону все дети имеют право на образование. Но, чтобы обеспечить его инвалидам в общеобразовательной школе, требуются условия – адаптированные программы, дефектологи, логопеды, тьюторы. В нашей школе, как и в еще пяти образовательных учреждениях Казани, есть ресурсные классы: туда ходят дети с ограничениями по здоровью — параллельно с учебой в обычных классах. Но это лишь небольшая капля в море: я проводила опрос среди 100 учителей, и четверть из них сказала, что дети с ОВЗ не должны учиться в общих школах, а две трети признались, что испытывают шок и страх, если такой ребенок приходит в класс. Так что впереди долгий путь, – поделилась опытом во время онлайн-выступления Ольга Файзуллина, педагог школы № 1 в Казани. – На фестивале я представила проект «Интерактивная перемена»: каждое утро в 10 часов детки-аутисты и их сверстники вместе танцуют, играют. Так ребята с проблемами учатся контактировать, здоровые дети — понимать, что все разные и отношения можно выстраивать различными способами. А учителя видят, что, какой бы диагноз ни был у ребенка, он остается человеком, который нуждается во внимании и понимании. 

Театр в помощь
На мастер-классах калининградские педагоги представляли свои разработки. Людмила Щербак, педагог д/с № 10, рассказала о том, что использует театральную деятельность, чтобы социализировать малышей с тяжелыми нарушениями здоровья. С ними работают не только воспитатель и помощник, но и дефектолог, психолог, логопед. 
В одной из групп в садике почти все дети не говорят (это аутисты, даунята). 
И до готовой сценки у них проходит долгий путь: сначала просто привыкают к звукам, потом учатся ориентироваться в пространстве зала, играть на инструментах, танцевать. Детям с задержкой психического развития из другой группы выправить речь (а многие там тоже не говорят) помогает пение. 
Ангелина Березовская из школы № 28 поделилась опытом работы в творческой мастерской «Особые поделки», куда приходят дети с ОВЗ и школьники, которые занимаются по обычным программам. 
– Через занятия с глиной, бисером и другими матери-алами идет развите мелкой моторики. Опять же ребята общаются: помогают друг другу, если кто-то не может справиться с задачей. Готовые изделия авторы показывают на школьных ярмарках, – говорит Ангелина Березовская.

В магазин как на урок
Светлана Прищ из Добринской школы рассказала, что в ее классе из 29 детей 12 – с тяжелыми заболеваниями, в том числе с ДЦП. И таких с каждым годом становится все больше. 
– В 2010 году я стала классным руководителем в первом коррекционном классе.  И мои ученики успешно окончили основную школу, поступили в колледжи и получили профессию, – рассказала Светлана Прищ. – Работа начинается еще до того, как дети придут в 1-й класс. Будущих первоклашек мы собираем в летнем лагере, так у педагогов есть возможность с ними заранее познакомиться и разработать программу. Ведь, к примеру, к гиперактивным детям нужен совсем другой подход: они не могут вовремя включиться в урок, им все быстро становится неинтересным. Если решить, что дефицит внимания — не особенности функционирования головного мозга,  а просто лень, и посадить такого ученика на последнюю парту, он вообще выпадет из среды. И это приведет к огромным проблемам. 
Интересную идею показала студентка четвертого курса пединститута БФУ им. И. Канта Екатерина Тимошевская.
– В 2016 году на базе детской областной больницы стартовал проект «Illuminate your day». Мы проводим  занятия по предмету «окружающий мир» с детьми 1–4-х классов, которые длительное время находятся в палатах. Не только даем им информацию, но и занимаемся творчеством — рисованием, лепкой, разными  нетрадиционными техниками (например, создаем картины с помощью мыльных пузырей и мастерим гербарии из сухоцветов), – объясняет Екатерина.
Взяли коллеги на вооружение и идею Елены Яценко из школы-интерната в пос. Сосновка. 
– Для своих учеников, страдающих аутизмом, я придумала проект «Книга покупок»: учу их составлять простой алгоритм – список покупок в магазине (его они смогут использовать и в других ситуациях), самостоятельно распоряжаться деньгами и приобретать нужные товары. Для нас — ежедневная простая задача, но для них — серьезное испытание. С одной стороны, это важный практический навык. С другой — элемент социализации, – делится Елена Яценко. – Прежде чем идти в магазин, мы разбирались с деньгами, обсуждали, какие продукты вредные, а какие полезные. Сходили с родителями на экскурсию в супермаркет, где нам выделили для нашего эксперимента отдельную кассу. 

07-IMG_1904.jpg
Общение разных детей помогает развиваться всем и приобретать важный жизненный опыт
цитата
,
:
, :
Из ста опрошенных преподавателей две трети признались, что боятся ребенка-инвалида в своем классе

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3