или Зарегистрироваться
Обучение
1068
0
09 ноября 2018

Труд сиделок, медсестер и воспитателей автоматизируют в последнюю очередь

Доцент Высшей школы экономики Динара Гагарина рассказала о том, на кого следует учиться, чтобы выдержать конкуренцию с роботами
Мы все устроены таким образом, что нам интересно будущее. Причем не только свое, но и человечества в целом. Именно поэтому так популярна научная фантастика. 
Но в будущее пристально всматриваются не только писатели и кинематографисты, но и серьезные ученые-футурологи. Их исследования не ставят задачу удовлетворить праздный интерес, они помогают к этому будущему подготовиться. 
 Как это сделать, мы поинтересовались у главного редактора портала «Занимательная робототехника», доцента Высшей школы экономики Динары Гагариной, которая прочитала в БФУ имени И. Канта курс лекций по цифровой гуманитаристике. 

Сценарий футурологов

– Динара, что, на ваш взгляд, нас ждет в ближайшем будущем в плане развития технологий? 
– Трудно сказать, по какому сценарию пойдет развитие событий. Например, известный американский футуролог, который работает в компании Google, Рей Курцвейл, полагает, что через пару-тройку десятков лет сотрется грань между биологическим и техническим, и все мы превратимся в киборгов.
Уже сегодня многие, в частности люди с ограниченными возможностями, используют разного рода приспособления вроде экзоскелетов, которые управляются, по сути, силой мысли. Это уже не фантастика, а реальность. Но подобного рода приборы стоят пока дорого. Будет ли так всегда? Возможно, в ближайшем будущем замена любого органа человеческого тела на новый станет делом обычным и вполне доступным. 
Прогресс определенно ускоряется. Мир стремительно меняется на наших глазах. Промежутки между открыти-ями, которые кардинальным образом меняют жизнь людей, становятся все короче и короче. Тот же Google появился всего каких-то 20 лет назад. 15 лет назад сотовые телефоны были далеко не у всех. Сегодня же мы не можем представить себе жизни без этих устройств. 

– А вот другой известный футуролог, израильтянин Юваль Ной Харрари, смотрит в будущее более пессимистично. Он полагает, что развитие искусственного интеллекта будет способствовать порабощению человека и росту социального неравенства. 
– Мне нравится Харрари и его первая книга «Sapiens. Краткая история человечества». Она много дает для понимая того, что такое человек и чем он отличается от животного. А отличается он, помимо всего прочего, целым набором ритуалов, которые пока невозможно повторить роботу. Харрари напрямую не пишет об этом, но такой вывод напрашивается сам собой. 
Что же касается его книги, в которой он делает мрачные прогнозы по поводу развития искусственного интеллекта, то могу сказать, что технофобии всегда преследовали человечество. Вспомним, как люди ломали первые промышленные станки. Они переживали за свое будущее, они думали, что не выдержат конкуренцию с этими машинами. Иногда эти опасения были обоснованны, иногда – нет. 

В зоне риска

– Сегодня тоже многие опасаются конкуренции со стороны роботов. Представители каких профессий, на ваш взгляд, находятся в зоне риска? Кому в ближайшее время придется переквалифицироваться? 
– Думаю, многим. То, что сегодня делают юристы, бухгалтеры, парикмахеры, некоторые журналисты и педагоги, – будут делать роботы. 
Все, что можно каким-то образом автоматизировать, будет автоматизировано. Правда, процесс роботизации не везде пойдет равномерно. Там, где человеческий труд дешев, он затянется, там, где дорог, все пройдет достаточно быстро. 
У людей появится масса свободного времени и возможность заниматься тем, что им на самом деле интересно. 
Но не всех специалистов получится быстро заменить роботами. 
Знаете, кто, по мнению ученых, продержится дольше всех? Сиделки, воспитатели детских садов, учителя начальной школы и медсестры. Вот даже не врачи – их как раз частично можно заменить алгоритмами, – а именно медсестры. Их труд трудно формализовать. 
В нем много индивидуального, личного. 
А еще будут востребованы специалисты, которые умеют работать с роботами, в том числе – цифровые гуманитарии. Без их помощи чистые технари не справятся, потому что придется выстраивать отношения между роботами и людьми, а тут необходимы глубокие знания о человеке. 

Гарантий нет

– А что будет с творческими профессиями? Научатся ли роботы писать хорошие романы и картины с глубоким смыслом? 
– Они уже сейчас многое умеют. Искусственная нейронная сеть может создать, например, некий микс, в стиле Толстого и Достоевского, написать музыкальное произведение, скомпилировав стиль произведений великих композиторов. Творчество ли это? Тут можно спорить. Ответ совсем не очевиден. Как, впрочем, и в случае с живыми писателями и художниками эпохи постмодернизма. Они придумали что-то новое или просто переработали уже существующее?
Как бы то ни было, искусственные нейронные сети совершенствуются в этом направлении стремительно. Уже сейчас они легко определяют содержание и стиль картины. За несколько секунд они способны нарисовать ваш портрет в стиле Кандинского или Пикассо. В известном смысле это прорыв. А что будет потом – не знает, по большому счету, никто.

– Но как в этой неопределенности строить свое будущее и к чему готовить детей? 
– Нужно заниматься тем, что тебе нравится. Если ребенок любит танцевать, следует поощрять это увлечение, если ему нравится заниматься историей, пусть занимается историей. Не надо насильно делать из него программиста. Но, с другой стороны, надо рассказывать ребенку о том, что программисты есть и что каждый может им стать, даже если в школе ему твердят, что он гуманитарий.
Нет ни одной профессии, которая будет гарантированно востребована в будущем. Даже труд сиделок, возможно, когда-нибудь будет полностью автоматизирован. Поэтому не стоит гадать. Надо развивать те способности, которые у вас (или у ваших детей) есть. Только так можно стать хорошим профессионалом и удачно конкурировать с роботами.

07-в-номер2.jpg
Динара Гагарина: «В будущем будут востребованы цифровые гуманитарии»
цитата
,
:
, :
Там, где человеческий труд дешев, процесс роботизации затянется, там, где дорог, все пройдет достаточно быстро 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27