А сегодня представляем лучшего учителя области: 28-летний Алексей Вериногов шестой год преподает историю и обществознание в школе № 50. Он поделился с читателями «СК», зачем педагогу смотреть модных блогеров, как объяснять старшеклассникам острые события в стране и почему стоит сделать ЕГЭ по истории обязательным.
На одном языке
– Мужчины в школе по-прежнему редкость — чувствуете к себе особое отношение? И как вообще вы попали в школу?
– Сначала чувствовал, но сейчас уже, пожалуй, нет: из 110 человек педагогического состава и администрации 20 – представители сильного пола. Мне кажется, одна из причин, почему мужчины сегодня снова идут в школы, — вернулся престиж профессии, да и с финансами получше: можно заработать в среднем 25–30 тысяч рублей, хотя нагрузка будет большая. Опять же в образовании можно сделать карьеру: либо в педагогике (и это на данный момент мой выбор), либо в управлении – стать завучем или директором. Что касается пути в образование... В роду были педагоги. Помню, как в детстве ходил к бабушке в школу № 5 на уроки математики: нравилась атмосфера, как внимательно ее слушают. А в университете попал на практику к детям и понял: мое. Сразу взял и классное руководство, хотя мужчины-учителя на это редко идут.
– Почему?
– Большая нагрузка и ответственность. И нужно быть с детьми открытым — к этому не все готовы. Классное руководство отнимает даже больше сил и времени, чем предметная нагрузка, уверен, что это должна быть отдельная должность со своей оплатой. В некоторых школах уже экспериментируют: выделяют ставку, как воспитателю в кадетских классах.
– Вы говорите, нужно быть открытым. А дети на это откликаются или погрязли в гаджетах?
– Напротив, в цифровую эпоху им часто не хватает общения, они готовы говорить. Спрашивают о многом: куда поступать, какую профессию выбрать (сегодня популярны уже не юристы или экономисты, а инженеры и медики), про отношения с друзьями и противоположным полом. Сейчас у всех школьников странички в соцсетях, у многих каналы на YouTube, блоги. Вот как раз блогеры для многих – современные герои.
– Чтобы говорить с ними на одном языке, смотрите модных блогеров?
– Обязательно, того же Николая Соболева, Евгения Баженова (BadComedian) — они часто всплывают в разговорах. Когда ребята увлеклись рэп-баттлами, тоже поинтересовался. В соцсетях я активен, признаюсь, у меня тоже есть свой канал, но выкладываю туда в основном ролики с уроками, методиками — учеников это вряд ли заинтересует.
Выводы делают сами
– Вы пришли в школу во время глобальных перемен. Какие изменения отметите прежде всего?
– Изменилось преподавание: дети не любят теорию, им нужна практика. Так что монологи учителя и так называемые говорящие головы ушли в прошлое: мы обсуждаем, общаемся, спорим. Используем интерактивное оборудование и даже телефоны — например, в прошлом году с 9-классниками готовились к тестам по специальному приложению, где есть рейтинги, можно соревноваться с одноклассниками.
– А острые современные темы обсуждаете – Крым, Украину? Наверняка ученики об этом спрашивают.
– Конечно, спрашивают. На уроках истории события прошлого рассматриваем с разных сторон, учитываем разные точки зрения, и уже из этого все вместе формируем знание.
О современном говорим уже на обществознании. Я не навязываю свое мнение: опять же берем факты и смотрим на обстоятельства, в которых все происходит, оцениваем плюсы и минусы. Могу рассказать им про историческую подоплеку, ведь многое уходит корнями в прошлое. Поэтому важно изучать историю – чтобы понимать настоящее.
– А все ли нововведения в школах поддерживаете?
– Технологический прогресс точно да: проекторы, сенсорные доски, компьютеры в аудитории, переход на электронные журналы.
А вот методически мы немного перегоняем реальные условия: чтобы заниматься проектной деятельностью и другими важными моментами, нужно больше школ, чтобы в классах сидело не по 35, а по 15 детей. Может, чтобы снизить нагрузку по подготовке, учителю давать не разные по возрасту классы, а одну параллель. Многое удается воплощать и сейчас, но чтобы превратить нововведения в систему, а не отдельные элементы, нам в материально-техническом плане нужно двигаться быстрее.
– Кстати, о нагрузке. Вы поддерживаете идею сделать ЕГЭ по истории обязательным. А справятся ли дети?
– В нынешнем варианте, может, и нет: как и математику, историю стоит разделить на базовый и профильный уровни. Но знания по истории точно нужны всем: чтобы проводить аналогии с событиями из прошлого, критически и самостоятельно мыслить — она как раз этому прекрасно учит.
Ученики гордятся
С Алексеем мы встретились после урока: звонок на перемену давно прозвенел, но ребята не спешили уходить из класса — обступили учителя, задавали разные вопросы.
– После победы на конкурсе они частенько надо мной подшучивают – чтобы не зазнавался. И, конечно, гордятся, – с улыбкой говорит молодой педагог. – На финале в зале были моя жена Юля с сынишкой Артемом и ученики — пришло человек пятнадцать. С такой поддержкой просто не мог не победить. Но шел я, конечно, не за титулом: прежде всего, конкурс дает возможность расти, видеть новые идеи, перенимать опыт коллег.
Сейчас Алексей готовится к борьбе за звание лучшего учителя России.
– Предвкушаю много интересного! Знаю, что точно не уйду из системы образования: считаю обучение важной вещью, в нем могу быть полезным. Жена выбор поддерживает (по профессии она культуролог, до декрета работала в школе и, вероятно, вернется), дети гордятся – значит, иду верной дорогой.
На уроках преподавателя истории в школе № 50 Алексея Вериногова не бывает монолога: с учениками он разговаривает, обсуждает, спорит
По традиции лучшему учителю Калининградской области вручают статуэтку «Янтарный пеликан»
поделиться