или Зарегистрироваться
Обучение
1536
0
06 сентября 2018

Школьники заговорят по-русски и смогут сдавать китайский язык

Какие изменения на экзаменах и другие нововведения стартуют в новом учебном году
Год для школьников обещает быть насыщенным: как всегда, старшеклас-сников ждут новости по ЕГЭ и ОГЭ. В целом же система образования стоит на пороге новой революции – она в основном коснется профессионального и дополнительного образования.

Пятый иностранный по выбору 
Десятиклассники впервые сдадут устно русский язык — он станет пропуском к дальнейшим итоговым экзаменам. По мнению многих педагогов, старшеклассники часто не могут грамотно формулировать мысли, свободно рассуждать, аргументировать собственную позицию. Чтобы с этим разобраться, и вводят устный ответ. 
Никакой дополнительной подготовки устная часть не требует: по идее, если школьник говорит по-русски, умеет пересказывать текст и связно выражать мысли, трудностей не возникнет. Учителей, которые выступят в качестве собеседников, дополнительно обучат. И, если что-то пойдет не так, собеседование можно будет пересдать. Для этого под него выделено три даты – 13 февраля, 13 марта и 6 мая. 
Есть новости и для 11-х классов. В количестве предметов и сроках сдачи ничего не меняется, но для желающих в качестве пятого иностранного на выбор добавляется… китайский язык (раньше в списке были английский, немецкий, французский и испанский). 
– Официально в калининградских школах он не преподается, но, если будут желающие сдать, должны будем организовать пункт сдачи, экспертов и все остальное, – пояснили «Стране Калининград» в областном министерстве образования. 
Что касается изменений в ближайшем будущем, с 2022 года обязательным для сдачи ЕГЭ станет английский язык. Обсуждается введение обязательного экзамена по истории или физике, а может, и по другим предметам, но это пока идеи. 

Профессии на базе школы
В новом учебном году в нашей области стартуют два любопытных проекта. Первый называется «Звезда будущего»: это создание на базе школ университетских классов. Их ученики смогут обучаться с использованием ресурсов университета (партнером выступает БФУ им. И. Канта). В эксперимент вошли четыре школы: за медицинское направление отвечает лицей № 35, за социально-гуманитарное и педагогическое — гимназия № 40, за инженерно-техническое — лицей № 18, за инженерную подготовку — гимназия № 32. К ним присоединятся и другие площадки, а эти образовательные учреждения станут базовыми. 
Пока участвовать в проекте смогут 10–11-е классы, со следующего года начинать можно будет с 6-го. Школьников из университетских классов ждут бонусы: например, выпускники инженерного направления получат сертификат CISCO, подтверждающий высокий уровень знаний в области информационных технологий. А с будущими педагогами школы заключат «отложенные контракты», и они получат возможность целевого обучения в БФУ им. И. Канта и Педагогическом колледже. Выпускники медицинского направления, когда им исполнится 18 лет, при желании смогут пойти работать младшими медсестрами по уходу за больными. 
Второй проект похож по смыслу и тоже направлен на раннюю профориентацию — это колледж-классы. Больше десятка школ заключили договоры с организациями профобразования, и теперь ребята после девятого класса, если захотят получить профессию, смогут не уходить из родных стен. Одно «но»: если в колледже они получат свидетельство о рабочей профессии, то после колледж-класса на руках будет документ, подтверждающий прохождение курсов дополнительной профессиональной подготовки с возможностью продолжения учебы на базе учреждения-партнера (при этом засчитывают пройденные часы по дисциплинам и предоставляют льготы). Профессии на базе школы можно освоить самые разные: например, в школе № 46 предлагают на выбор «бухгалтер», «специалист банковского дела», «юрист», «техник по информационным системам».

Сертификаты на кружки
А теперь о глобальном: до 2024 года системе образования нужно справиться с непростой задачей — реализовать десять приоритетных нацпроектов. Пока определяются объемы финансирования, разрабатываются документы, а к серьезным переменам приступят со следующего года (но что-то запускают уже в этом).
Касаются они разных тем. В дошкольном образовании речь идет прежде всего о наборе дополнительных групп с малышами от 1,5 лет и создании центров раннего сопровождения для детей, которые по тем или иным причинам в садик не ходят. Такие центры откроют в каждом муниципалитете, в них будут работать психологи, коррекционные педагоги и другие специалисты — давать консультации и оказывать другие услуги.
Серьезная встряска ждет систему доп-образования — теперь родители получат персонифицированные сертификаты, по которым каждый ребенок сможет посещать один бесплатный кружок. Их начнут выдавать уже осенью, но первое время ДЮЦы, музыкальные школы и другие структуры по-прежнему будут принимать и по старинке, без сертификатов (подробности читайте в материале «Бесплатно дети смогут ходить только в один кружок» на нашем сайте strana39.ru 12+. – Прим. авт.). Смысл перемен в том, чтобы изменить программы обучения, сделать их востребованными и конкурентными. 
– Конечно, перемены идут тяжело: многим сложно понять, что нужно менять привычные программы, – рассказала корреспонденту «Страны Калининград» Светлана Трусенева, министр образования области. – Родители и дети хотят междисциплинарности, когда вместе объединяются сразу несколько направлений. Неинтересны им и длинные курсы — в рекомендациях мы прописываем 3-месячные программы, и уже идет их лицензирование. Кто-то уходит, отказывается перестраиваться, но на их место придут другие. Уже сделали первый набор на специальность «педагог допобразвания»: надеемся обновлять кадры, привлекать молодежь. И она уже идет — правда, пока не с педагогическим образованием, но это по закону возможно (потом специалисты проходят повышение или переподготовку). 

И снова революция
Из других важных новшеств: система аттестации учителей скоро станет похожа на сертификацию у медиков. Еще больше озаботится система образования неконкурентоспособностью вузов и выявлением и сопровождением одаренных детей — для них откроют специальные центры. 
Появятся также центры опережающего обучения, где за короткий срок уже взрослых людей будут переобучать на актуальные профессии. Здесь все опять же будет завязано на систему профобразования, в которой обновят материальную базу, запустят новые программы, онлайн- и дистанционные курсы. В общем, настоящая революция.

07-IMG_4646.jpg
Этим ребятам, похоже, предстоит пережить еще не одну революцию в системе образования

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27