И эта цифра постоянно растет. Газета «Страна Калининград» решила узнать, почему родители и дети делают такой выбор и что не устраивает в системе образования. На эти вопросы ответили калининградки Валентина Чечина, Екатерина Ганжа и Анна Юданова, чьи дети уже несколько лет не следуют привычным нормам и получают необходимые знания дома, а также Павел Шиварев, один из организаторов «Семейной (не)школы «Искатели» – сообщества по поддержке семей, выбравших образование вне школы. Мы попросили высказаться и вторую сторону – директора Школы Будущего (пос. Большое Исаково Гурьевского городского округа) Алексея Голубицкого и директора калининградской школы № 28 Александра Ерохина, у которых есть опыт работы с «семейниками».
Зачислят на несколько дней
«Страна Калининград»:
– Давайте для начала объясним, что такое семейное образование.
Павел Шиварев:
– Конституция гарантирует право выбора формы образования и формы обучения. Юридически альтернатива очному образованию в школе – семейное образование и заочное обучение. В первом случае ребенок не зачислен в школу и его образованием занимаются родители. Во втором он зачислен в школу, но не ходит каждый день на уроки.
Чтобы выбрать первый вариант, семье достаточно уведомить орган управления образованием по месту регистрации, для второго варианта нужно написать заявление о приеме в школу, которая поддерживает такую форму обучения. На «семейников», в отличие от заочников, школа не получает финансирование.
Алексей Голубицкий:
– По закону, обучающийся может выбрать очную, заочную, очно-заочную и иные формы обучения. Но это все — внутри школы, а семейное образование — альтернатива, тут ребенка в школу зачисляют только временно, на момент промежуточной аттестации, то есть буквально на несколько дней (и в это время идет финансирование). Как часто проходить аттестацию, зависит от правил конкретного учреждения: раз в четверть, полгода, год. Кстати, если сдать какой-то предмет не получилось, ребенка автоматически зачисляют в школу уже на постоянную основу.
Павел Шиварев:
– В сообществе «семейников» идет дискуссия о том, нужно ли вообще сдавать промежуточные экзамены или можно прийти в 9-й класс и сразу сдать ОГЭ. Лично я не знаю ни одной школы, которая готова была бы принять аттестации сразу за 9-й класс, без отметок за предыдущие классы.
«Семейникам» деньги не положены
«СК»:
– А промежуточные экзамены для тех, кто не ходит в школу, — это платная услуга?
Павел Шиварев:
– Если вы сдаете их в муниципальной школе — это бесплатно. Но не каждая готова к такому варианту. Мы часто сталкиваемся с историями, когда родителям говорят: «У нас такой формы аттестации нет».
Аттестацию детей, обучающихся на семейной и заочной формах, практикуют многие частные школы — за деньги. Стоимость варьируется от 6 до 30 тысяч рублей в год. В нашем сообществе большинство родителей учится и аттестуется заочно в школе № 83 Новосибирска, где создана понятная и прозрачная система — в нашей области подобного нет. К сожалению, сейчас у этой школы серьезные проблемы. В этом учебном году из-за работы с заочниками уволили директора, не прекращаются проверки. Школа уже не принимает документы заочников на следующий учебный год.
«СК»:
– И что будете делать?
Павел Шиварев:
– Пока не знаю, будем обсуждать со всеми семьями-участниками. Возможно, придется аттестовываться в одной из частных школ или пытаться как-то договариваться об аттестации со школами по месту жительства. Конечно, хорошо бы иметь на уровне региона хотя бы одну муниципальную школу, которая умеет работать с заочникамии и «семейниками», где создана понятная система аттестаций и можно в начале года узнать, в какой форме она будет приниматься, посмотреть примерную контрольную или требования к портфолио и т. п.
Александр Ерохин:
– Помню, еще в юности как-то услышал по радио, что у нас 5-10 % ребят учатся вне школы. Позже, став директором, начал узнавать про механизм такого обучения — оказалось, нет никаких документов, прописанных решений. Все отдают на откуп школе, и большой вопрос: готова ли она тратить время, силы?
В нашей школе сейчас аттестуются 20 детей на семейном обучении. Честно признаюсь, что пошел на этот своего рода эксперимент из интереса. Да и если моя позиция – школа для всех, как можно отказать? Сперва была только начальная ступень, теперь такие дети есть уже в 5-6-х классах. Помимо аттестации, даем им возможность ходить к нам в кружки, секции, бассейн, участвовать в мероприятиях.
Алексей Голубицкий:
– У нас был опыт работы с «семейниками» по начальной школе. Но хочу сказать не об этом: на мой взгляд, дети на семейном образовании ущемлены в правах. Получается, что от того, какую форму я выбрал — а я имею на это право, зависит, финансирует государство мое образование или нет. Если ребенок ходит в школу, на него выделяются деньги, у нас в Калининградской области – 33-39 тысяч рублей в год. Но на «семейников» это не распространяется.
Будущее – за гибкостью
«СК»:
– Семейное образование – это протест, борьба с системой?
Павел Шиварев:
– Попытка выбрать собственный вариант образования. Кто-то из родителей самостоятельно занимается с ребенком всеми предметами, кто-то нанимает репетиторов. В нашем сообществе, например, много времени уделяется тому, чтобы ребенок сам научился учиться. Вариантов много, объединяет их одно: ответственность за результат несет уже не школа, а семья. Причины, подтолкнувшие к такому решению, различны. Для меня, к примеру, важно, что ребенок осваивает материал в своем темпе, может управлять временем, учится сам ставить задачи и реализуется в самых разных сферах – от танцев и английского до робототехники и авиамоделирования. То есть мы строим индивидуальный учебный план. И ребенок хочет учиться — делает это, кстати, на «отлично».
Валентина Чечина:
– Дочь ушла на семейное обучение из 7-го класса. В какой-то момент я поняла, что она живет неполноценно: времени не хватает почти ни на что, кроме учебы, сильно устает. Дома положенную программу дети усваивают гораздо быстрее, чем в классе — и остается масса часов на другие занятия. Сейчас она в 8-м классе, мы результатами довольны.
Александр Ерохин:
– Меня всегда волновал вопрос: а не создаете ли вы таким образом тепличные условия? Ведь в школе — не только учеба, но и социализация. Ребенок сталкивается с проблемами, учится их решать.
Валентина Чечина:
– Я переживала по этому поводу, но у дочки насыщенная жизнь – детский технопарк «Кванториум», театральный кружок, занятие иностранными языками. Много друзей. Так что общения хватает, она же не сидит дома.
Анна Юданова:
– У меня трое детей: девочки 11 и 12 лет ушли из школы в 3-м и 4-м классах. Они, помимо обычной, ходили в музыкальную школу и олимпийского резерва. Нагрузка была чрезмерной, а бросать увлечения не хотели. Младшему сыну – 9 лет, он тоже учится дома.
Конечно, на определенном этапе кому-то может не хватать эмоций, общения. Но все гибко: старшая дочь сейчас поняла, что хочет в обычную школу — и осенью туда пойдет. Это ее выбор. А я, как родитель, благодарна государству, что оно дает нам такую возможность – пробовать. Важно понимать: мы уходим не из школы, а к возможностям.
Екатерина Ганжа:
– Старшему сыну – 10 лет, он не ходил в садик, до школы тоже не дошли — выбрали семейное образование. Муж работает дома, я до рождения детей тоже была фрилансером. Первое время сын ходил на занятия к Павлу в «Семейную (не)школу», потом – в другую похожую организацию, а сейчас мы занимаемся сами дома.
Все действительно гибко: например, младшей дочке – 6 лет, и Аню, скорее всего, поведу в альтернативное образовательное учреждение «Школу жизни» — ей по характеру такой вариант больше подойдет.
Павел Шиварев:
– У меня есть знакомая семья с четырьмя детьми: двое — на семейном
обучении, двое — в школе.
«СК»:
– А нет страха, что дома вы не в состоянии будете все объяснить? Можно же в чем-то не разбираться.
Валентина Чечина:
– Для таких случаев есть репетиторы, их услугами многие пользуются — особенно в старших классах.
Анна Юданова:
– В школе у вас ведь тоже нет 100 % уверенности, что ребенок все освоит.
Александр Ерохин:
– На самом деле семейное и заочное обучение — хорошее явление. Оно говорит о том, что школам нужно меняться. Помню, что в детстве меня отталкивала авторитарность учителей — мне не давали высказать своего мнения. Этого быть не должно, как, впрочем, и безнаказанности. Моя главная идея — принимать ребенка таким, какой он есть, доверие. А авторитарность закрывает развитие.
Алексей Голубицкий:
– Мне кажется, вообще не должно быть противопоставления: школа — не школа. Школа должна выступать как ресурс для получения знаний. Хотите приходить на все уроки — пожалуйста, только на дополнительные занятия — без проблем.
Когда родители и сами образовательные учреждения будут готовы к такому восприятию, многое изменится. Уже меняется: например, у нас старшеклассники сами формируют расписание – выбирают предметы и уровень, на котором его осваивать. И даже если на определенное направление хочет пойти всего 1-2 ребенка, школа будет его делать, несмотря на затраты и большую организационную работу.
цитата,, :
:Важно понимать позицию родителей и детей: они уходят не из школы, а к возможностям. Причем вернуться к привычной форме обучения можно в любой момент
поделиться