В общем, мистика, да и только.
Впрочем, ученые быстро разобрались, в чем дело. Как пояснило их выводы РИА-Новости (16+), причиной позеленения неба стала мощнейшая, порожденная сразу двумя вспышками на Солнце геомагнитная буря, которая «зажгла» северное сияние в необычном для этого природного явления месте.
Формулы спасения
Вызванные повышенной активностью Солнца геомагнитные бури случаются регулярно, что доставляет массу неприятностей метеочувствительным людям. Но проблемы со здоровьем у некоторых землян – не единственное зло, которое причиняет выброшенное из солнечной короны вещество, геомагнитные бури вызывают также и серьезные помехи в радиосвязи.
Ученые разных стран давно ищут способы нейтрализовать негативное последствие этого природного явления, чтобы даже самые сильные вспышки не влияли на навигацию воздушных и морских судов, не мешали геолокации и так далее. Оригинальное исследование на эту тему недавно провела международная группа ученых, в которую вошли специалисты из России (наша страна была представлена тремя городами – Москва, Иркутск и Калининград) и Тайваня.
По словам одного из членов этого коллектива, доцента кафедры радиофизики и информационной безопасности БФУ им. И. Канта и сотрудника лаборатории ИЗМИРАН Максима Клименко, суть работы заключалась в том, что ученые с помощью математических моделей (то есть с помощью системы уравнений, описывающих основные законы для околоземной плазмы) попытались воспроизвести поведение верхних слоев атмосферы Земли во время трех ранее зафиксированных геомагнитных бурь – в том числе и той, благодаря которой небо над Ирландией символично окрасилось в зеленый цвет.
Цифровой щит
Максим Клименко пояснил корреспонденту газеты «Страна Калининград», что это было сделано для того, чтобы на-учиться предсказывать состо-яние ионосферы во время магнитных бурь, что даст возможность заранее настраивать передатчики и приемники радиосигналов.
– Таким образом, работая в связке с астрономами, которые предупреждают об очередной вспышке на Солнце, физики в отдаленном будущем могут создать для нашей планеты математическую службу предупреждения катастрофических последствий. То есть речь идет о своего рода космическом МЧС, который будет защищать нас от прилетающих из космоса частиц во время магнитных бурь, – рассказал ученый.
Несмотря на то, что результаты расчетов не во всем совпали с данными наблюдений мировой сети приемников сигналов Глобальных навигационных спутниковых систем, по мнению специалистов, их можно использовать для создания математических моделей верхних слоев атмосферы. Результаты исследований были опубликованы в авторитетном американском научном издании Journal of Geophysical Research.
А Максим Клименко продолжил изучать влияние магнитных бурь на атмосферу Земли в составе группы калининградских ученых – в нее также входят Владимир Клименко, Федор Бессараб и Ирина Захаренкова. Исследования проводятся при поддержке Российского научного фонда, а их результаты опубликованы в авторитетных специализированных изданиях Annales Geophysicae, Journal of Atmospheric and Solar-Terrestrial Physics.
Справка «СК»
Принято считать, что самая сильная за всю историю наблюдений магнитная буря случилась в 1859 году. С 28 августа по 2 сентября на Солнце наблюдались многочисленные пятна и вспышки. Сразу после полудня 1 сентября британский астроном Ричард Кэррингтон наблюдал вспышку, которая вызвала крупный корональный выброс массы солнечного вещества, которое устремилось к Земле и достигло ее через 18 часов, что очень быстро, так как это расстояние обычно проходится выбросом за 3–4 дня. А 1–2 сентября началась крупнейшая за всю историю регистрации геомагнитная буря, вызвавшая отказ телеграфных систем по всей Европе и в Северной Америке. Северные сияния наблюдались по всему миру, даже над Карибами. Ночное свечение над Скалистыми горами (Запад США и Канады. – Прим. авт.) было настолько ярким, что разбудило золотоискателей, которые начали готовить завтрак, думая, что наступило утро.
Калининград в международном коллективе исследователей представлял доцент кафедры радиофизики и информационной безопасности БФУ им. И. Канта и сотрудник лаборатории ИЗМИРАН Максим Клименко
поделиться