И почему модное сегодня равнение на «успех» может калечить жизни.
«Подчините» ребенка
Психологическая служба в школах появилась еще в 1980-х годах, но в последние десятилетия была не слишком популярна: когда школы перешли на подушевое финансирование, стало ясно, что многим придется выбирать, на что потратить скромные бюджеты. И выбор этот был не всегда в пользу штатного психолога.
Сейчас ситуация изменилась: в необходимости таких специалистов уже никто не сомневается. В крупных учебных заведениях есть целые службы с двумя – четырьмя психологами, современными кабинетами. В маленьких школах, таких, как, например, в Правдинске, где трудится наша героиня (она начинала карьеру в калининградской школе № 36, но через несколько лет ради возможности купить собственное жилье переехала в областной городок. – Прим. авт.), все скромнее. Но результат есть в обоих случаях.
– Я работаю и со взрослыми, и с детьми: учениками, учителями и родителями. Сложностей хватает: не все педагоги готовы общаться с психологом, хотя есть и те, кто сам обращается с профессиональными и даже личными проблемами. Такая же ситуация с родителями: есть те, кто хочет и готов меняться. А бывает, приходят, чтобы ребенка «подчинили», сами при этом с головой в работе, в своих делах и не готовы что-то делать. Приходится объяснять, что эффект будет не полноценный: психолог помогает, но ничего не делает за родителя. По опыту, большинство трудностей школьников — с общением ли, с учебой — это отражение того, что происходит в семье. Ребенок — это вообще зеркало взрослых, – говорит Елена.
И добавляет, что все же ходить к психологу стали больше и это перестает быть чем-то постыдным, неудобным.
– Помните расхожее мнение о том, что любую проблему можно решить с другом на кухне? На самом деле так можно ее отложить, снять напряжение до следующего пика. Но помочь выбраться из замкнутого круга может все-таки только психолог. Он не дает схему действий, волшебную «таблетку», а открывает доступ к внутренним ресурсам, которые есть у каждого и с помощью которых можно со всем справиться, – уверена Елена.
Без сил сегодня и ученики, и учителя
Наша собеседница разрабатывает авторские методики, экспериментирует с собственными программами. Она помогает дошкольникам психологически готовиться к поступлению в первый класс, ведет «Лабораторию интуитивного творчества и рисования», где ребята учатся выражать себя и где нет понятий «правильно-неправильно».
– Со школьниками разных возрастов мы просто общаемся, разговариваем в своеобразном клубном пространстве.
А еще читаем книжки вслух и поем вместе под гитару на переменах, чтобы они расслабились. Конечно, есть длительная работа с детками, у которых сложности с обучением, или ребятами с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, – рассказывает педагог.
Еще одна тема, которая занимает внимание психолога, — эмоциональное выгорание учителей.
– Конечно, детям тяжело при современной нагрузке. Но и педагогам не легче: если задают кучу домашнего задания, в расписании много уроков — кто-то их ведет и это все проверяет. Прибавьте время на подготовку, заполнение огромного количества документов и гнет того, что для приличной зарплаты нужно еще и внеурочной деятельностью заниматься и т. д. Часто учителям просто нечего отдавать — сил нет. Так что моя задача — не только помочь им разрешить какие-то учебные конфликты и сложности, но и научить переключаться, находить время для себя, – делится Елена.
Тракторист — тоже замечательно
Поговорили мы и о том, что, помимо большой нагрузки и ориентации на оценки в школах, сильно давит на наших детей еще и понятие «успешности».
Раньше доминировала установка «быть как все, не выделяться» – и это калечило жизни. Теперь эту роль выполняет пропаганда успешности. Причем понятие это имеет вполне четкие атрибуты: высокооплачиваемая работа, дорогой телефон, машина и т. п.
– Это опасно: представьте, что ребенок едва тянет школьную программу, мечтает быть парикмахером или трактористом, а родители настаивают, чтобы поступал в вуз и учился на юриста-экономиста. Отсюда неврозы, неудачи и недовольство жизнью, – объясняет психолог. – На мой взгляд, стоит говорить об успехе, но в том, к чему лежит душа. От чего появляется ощущение радости, а ведь, согласитесь, это далеко не всегда престижные и денежные профессии.
А еще объяснять детям, что перемены — это хорошо и важно. В том числе и в работе. Например, в нашей семье росло три девочки — и все мы полностью сменили сферу занятий, ушли в педагогику. Я — биолог по первому образованию, который теперь трудится психологом. Одна сестра — медик, а сейчас успешно работает в детском саду; другая — инженер-эколог, нашедшая себя в логопедии.
По мнению Елены, психолог должен обсуждать такие вещи с родителями, детьми.
– На занятиях по арт-терапии я как раз даю ребятам почувствовать себя успешными в том, что они делают. Хочу, чтобы запомнили это внутреннее ощущение и потом, уже во взрослой жизни, оно послужило ориентиром, – говорит наша героиня.
поделиться