Для многих — не новость
В нашем городе скоро могут от слов перейти к делу: в начале ноября глава Калининграда Александр Ярошук сообщил о том, что чиновники обсуждают идею о переводе всех школ областного центра на короткую неделю. Позже глава комитета по образованию горадминистрации Татьяна Петухова уточнила, что решение еще нужно согласовать с Роспотребнадзором, родителями, школами.
– В Калининграде 17 школ из 50 уже работают по пятидневке. Еще 14 – по смешанной модели, когда начальное и часть среднего звена учатся по пятидневному учебному плану, а 8–11-е классы – по шестидневке, – рассказала Татьяна Петухова в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград».
Так что решение о сокращенной неделе, если оно будет принято, станет новостью лишь для небольшого количества образовательных учреждений. При этом сами школы даже при пятидневке продолжат работать по субботам: в этот день останутся консультации, внеурочная деятельность. Так что по идее на зарплате учителей сокращение уроков сказаться не должно — все можно будет компенсировать дополнительными активностями.
Нагрузка на каждый день вырастет
Мы спросили у директоров, учителей и родителей, как они относятся к пятидневной учебной неделе.
– В старших классах каждый день при шестидневке — минимум по семь уроков. Программа предполагает определенное количество часов на каждый предмет, поэтому даже при пяти-дневке количество часов в неделю не изменится. А значит, часы субботы просто перераспределятся. И тогда не только уроков станет больше каждый день, но и домашней работы, которую нужно будет сдать завтра.
В старшей школе на домашнюю подготовку к 8 урокам уходит не меньше четырех часов. А ведь у многих репетиторы, кружки. Получится, что до 16 часов дети в школе, час – дорога домой, небольшой отдых, плюс репетитор, кружок — еще два часа минимум. Вот уже и вечер. Если добавить ужин и домашнее задание, школьник будет ложиться спать около одиннадцати часов ночи. И это при условии, что с домашним заданием он справится быстро, а так бывает не всегда и не со всеми предметами, – поделилась соображениями Марина Голивец, педагог гимназии № 32. – И когда ребенку жить? В субботу? Не стоит забывать, что для старшеклас-сников в этот день предполагается проведение консультаций по подготовке к экзаменам. Для других ребят — дополнительные занятия. Так что фактически пятидневки у них не будет.
Те, кто усердно учится и занимается дополнительно, ничего от таких перемен не выигрывают, считает учитель. А те, кто расслаблен и не сильно задумывается об отметках, неплохо чувствуют себя и при обычном расписании.
Поделились с нами опытом и те, для кого пятидневная схема в порядке вещей.
– Такой график в нашей школе уже несколько лет. Плюс в том, что в субботу нет уроков, это так называемый день самообразования, но иногда проводят различные мероприятия – олимпиады, конкурсы, экскурсии и пр. А минус – старшеклассникам приходится несладко: семь, а то и восемь уроков в день выдержать тяжело. Если учесть, что есть еще обязательная внеурочная деятельность, нагрузка получается серьезная. Так что, с одной стороны, субботу освободили, с другой – увеличилась нагрузка в будние дни, – объясняет Наталья Украинская, учитель школы № 7.
В гимназии № 40 с этого года ученикам 7–11-х классов предложили пятидневную неделю с шестым профильным днем (ученики 1–6-х классов уже живут по пятидневке). В субботу предлагаются занятия по выбору.
– По мнению наших учеников и их родителей, такая схема имеет смысл. Профильный день – это возможность заниматься в рамках выбранного профиля, более успешно осваивать предметы. И дополнительное время для других видов занятий и отдыха, – прокомментировала Татьяна Мишуровская, директор гимназии № 40.
Родители «за»
А что же родители школьников? Многие из них идею пятидневки поддерживают.
– Дочка учится в начальной школе, и у нас пятидневка. Думаю, было бы хорошо перенести такой график и на другой возраст. Дети сейчас с первого класса сильно загружены, к пятнице уже уставшие, – считает мама второклассницы Евгения Великотская.
Устраивает такая схема и других собеседников корреспондента «СК».
– В нашем лицее № 18 пятидневка для всех классов. У старшеклассников могут вводиться дополнительные занятия по определенным предметам в субботу в период подготовки к экзаменам, проходят консультации, внеурочная деятельность по предметам углубленного изучения, – рассказала Снежанна Сапожникова. – Мне такой график нравится: сужу о нем на примере сразу двоих детей — сын учится в третьем классе, а дочка в девятом. Конечно, при пятидневке количество уроков в день увеличивается, но нагрузка все равно приемлемая. Так, начинается день в 8.10 утра, уроки малышей заканчиваются в 12.30—13.20, в средних и старших классах — обычно в 14.10.
Так что получается, что пока мнения некоторых родителей и учителей слегка расходятся. Но в любом случае найти компромисс можно.
По словам руководителя комитета по образованию, 17 из 50 школ Калининграда уже так работают. Так что график будет новым далеко не для всех
поделиться