02 октября 2014

Ученые показали, как бьется сердце осы

На открытии научно-технологического парка «Фабрика» провели уникальный эксперимент

Два года проектирования, реконструкции — и вот научно-технический парк «Фабрика» начал свою работу.

В нем собраны лаборатории и научные центры БФУ им. И. Канта по материаловедению, нанотехнологиям, робототехнике, информационно-коммуникационным технологиям и другим областям науки. Работать в них будут как студенты, так и молодые ученые — именно здесь теперь дадут старт всем самым серьезным научным исследованиям мирового уровня.

На церемонии открытия, на которой присутствовали почетные гости – директор департамента науки и технологий Минобразования и науки РФ Сергей Салихов и вице-премьер правительства Калининградской области Алексей Силанов, одно из подразделений «Фабрики» – НОЦ «Функциональные наноматериалы» продемонстрировал любопытный эксперимент. Ученые поместили живую осу под рентгеновский микроскоп и наблюдали, как бьется сердце. А затем на уникальном рентгеновском испытательном стенде показали видеозапись процесса, который происходит на клеточном уровне. Калининградские ученые работают над созданием рентгеновских линз, а кроме того, спроектировали и реализовали новую оптическую систему – сам прибор.

– В 2013 году университет под разработки в области рентгеновской оптики получил мегагрант правительства РФ в размере 77,8 млн рублей. Наша стратегическая цель — создание рентгеновского микроскопа с разрешением в несколько нанометров (атомарный уровень). Это позволит «заглядывать» вглубь объекта изучения, в его структуру, а не изучать его поверхность, – пояснил журналистам приглашенный ученый, профессор Анатолий Снигирёв (Европейский центр синхротронного излучения, Гренобль, Франция). – Исследования мы проводим на комплексе Synchrotron-like – это аналог синхротронов, позволяющий в лабораторных условиях, без выезда в европейские научные центры (а попасть в них и получить время для работы сложно) проводить эксперименты по созданию оптических приборов нового поколения и их апробации. Результаты важны как для фундаментальной науки, так и для практики: диагностики (например, новая оптика в будущем позволит улучшить медицинскую диагностику и уменьшить дозы облучения при рентгене), микроскопии и т. д.