или Зарегистрироваться
Обучение
473
0
08 мая 2014

«Школа-музей» в Озёрске: без знания прошлого не будет и будущего

Ее  ученики  хранят память о подвигах, исследуют свою родословную и отстаивают историческую справедливость

История Озёрской средней школы началась в 1946 году. За 68 лет из ее стен вышли более 2 000 учеников. Сегодня школа носит имя Дмитрия Тарасова, своего выпускника и золотого медалиста, погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане.

– Гордиться есть чем, – говорит директор Озёрской школы Екатерина Юлдашева. – Но в преддверии памятной даты 9 Мая особенно хочется рассказать о победах в областном литературном конкурсе «Вечное слово». Ведь его основная цель – совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания. В этом году трое учеников нашей школы удостоились призовых мест.

Адрес подвига – целина

Номинация «Исследование» покорилась семикласснику Сергею Бочковскому. Его работа «Трудовой подвиг моего дедушки» заняла второе место.

– Впервые рассказы моего деда Иосифа Бочковского о жизни в годы войны, о тяжелейшем труде на целине заинтересовали меня лет в 10, – рассказывает Сергей. – По его словам, уже в 8 лет ему, как взрослому, дали телегу и быков. За 25 км по морозу возил сено. Жутко, волки воют. Откусит кусок лепешки и обратно засунет, есть хочется, а впереди весь день. Надо терпеть.

– Сергей стал собирать всю информацию об освоении целины со слов родственников, знакомых – свидетелей жизни тех лет, – говорит его руководитель, учитель истории Валентина Сыроваткина. – В итоге был создан семейный архив, а отражение истории тех времен на примере деда вылилось в победную исследовательскую работу.

– Сегодня люди забывают, как тяжело доставался обычный кусок хлеба нашим предкам, а жаль, – продолжает Сергей Бочковский. – Своей работой я хотел напомнить о нашей истории и о том, что ею надо гордиться.

– Мы – «Школа-музей». В планах создание необычной научно-исследовательской лаборатории по истории. Ведь давно известно: кто не знает своей истории, тот не имеет будущего. Наши ученики это прекрасно понимают, – подытоживает Екатерина Юлдашева.

 

«Жизнь прадеда – моя гордость и ответственность»

Первое место в номинации «Литературное творчество» занял кадет, девятиклассник Данил Литвинов с эссе «Повесть о настоящем человеке».

– Это целое биографическое исследование, – рассказывает его руководитель, учитель английского языка Ольга Борисова. – В процессе работы Данилу удалось докопаться до пятого колена родословной своей семьи. Часть этой истории, которая отражена в эссе, рассказывает о жизни прадеда Данила по материнской линии – Михаила Николаевского. О том, как ему удалось пережить блокаду Ленинграда, как после войны работал механиком, а главное, несмотря на все тяготы того времени, ему удалось сохранить достоинство настоящего человека.

– Издавна на Руси считалось правилом знать свою родословную, – говорит директор Екатерина Юлдашева. – Генеалогическое древо рода являлось предметом особой гордости. Каждый, кто знает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого. Кроме того, генеалогические исследования – это крайне увлекательный процесс. На знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, подвиг, семейные ценности, сколько поколений сохраняло свою веру. Эту мысль отразил в свое время и великий Александр Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

– Мне было интересно узнать о прадеде, приятно понять, что он хороший человек. Его записи и стихи я читал с особым трепетом. В эти моменты границы прошлого и настоящего настолько размыты, что связь поколений становится зримой и по-настоящему органичной, – совсем по-взрослому рассуждает Данил Литвинов. – Сегодня жизнь прадеда – это не только моя гордость, но и моя ответственность. После окончания школы хочу поступить в Борисовское училище и стать достойным звеном своего рода.

 

«Русские не сдаются!»

А вот работа ученицы 9-го класса Алины Корп «Забытое эхо войны – крепость Осовец» удостоилась 1-го места в номинации «Исследование».

Занималась ею Алина в течение целого года. Девушка мечтает стать археологом и так глубоко заинтересовалась историей, что ее руководитель, учитель истории Ольга Лушникова, разработала для нее дополнительную индивидуальную программу обучения по предмету.

– Меня поразило то, что про подвиги русской армии в годы Первой мировой войны практически ничего нет в учебниках, – говорит Алина. – А ведь за той победой над германскими войсками стоит и беспримерное мужество русских солдат. В ходе исследования мне удалось сделать вывод, что именно оно, а не фортификационные сооружения крепости Осовец повлияло на ее успешную оборону. В течение 9 месяцев русским удавалось отстаивать крепость, что значительно ослабило вражеские позиции. И стало огромным и, наверное, пока недооцененным вкладом в победу. Я рада, что смогла внести свою лепту в восстановление исторической справедливости. Интересно было узнать, что именно с этим событием связано появление знаменитого выражения «Русские не сдаются!».

– Хочу отметить, что мало кто из учеников способен на такую исследовательскую деятельность, – говорит Ольга Лушникова. – Ведь это долгий, кропотливый и пытливый труд. Алина выбирает менее «освещенные» кусочки истории и складывает из них целое.

Приглашаем в гости

9 Мая в 12 часов на пришкольной территории состоится историческая реконструкция событий времен Великой Отечественной войны. Также в школе работает историко-краеведческий музей с богатой экспозицией солдатской экипировки времен ВОВ. Он открыт для всех желающих по будням. Приглашаем целыми классами. Внимание! Заявка на его посещение по предварительному звонку, тел.: 8 (40142) 3-22-85.

Наш адрес: 238120, Калининградская обл., г. Озёрск, ул. Суворова, д. 15. E-mail: [email protected], сайт:ozyorsk-shkola.ru. Тел./факс: 8 (40142) 3-22-85.

 

 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3