или Зарегистрироваться
Обучение
232
0
21 ноября 2013

Что делать, если русский язык – не родной

Дети мигрантов зачастую сталкиваются с серьезными проблемами в школе

В школы приходит все больше детей, для которых русский язык – не родной. Перед ними стоит сложная задача: не просто освоить программу, но еще и сделать это на чужом наречии. Как помочь таким детям, в чем сложности их обучения, во время визита в Калининград «СК» рассказала академик Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО:

– Осенью я участвовала в международной конференции, посвященной билингвам – детям, которые живут в неродной языковой среде. Это происходит, когда, к примеру, русские семьи переезжают жить за границу (сегодня это часто встречается среди наших обеспеченных соотечественников. – Прим. авт.). Или другая ситуация – семьи мигрантов, переселяющиеся в Россию. На конференции встретились как теоретики, так и практики, которых волнует эта проблема.

Не все задумываются, что корни этого вопроса уходят не в лингвистику, а гораздо глубже – в физиологию и психофизиологию.

– Вы имеете в виду, что таким детям сложно понимать окружающих, говорить?

– Это лишь часть. Ведь высшая ступень овладения языком – не разговорная речь, а письмо и чтение. Часто взрослые считают, что достаточно отдать ребенка в садик, школу, он окажется в языковой среде – и все само собой сложится. Может, но далеко не всегда. Ведь, даже если человек неплохо говорит на чужом языке, это вовсе не означает, что он будет на нем читать и писать. А без этих навыков невозможно обучение и, как следствие, последующая успешная профессиональная деятельность.

– В некоторых школах экспериментально детей мигрантов выделяют в отдельные классы. Это правильно?

– Нет, собирать детей, не владеющих языком, в одну группу – тупик. Их нужно интегрировать, включать в общую деятельность. Они не должны чувствовать себя, с одной стороны, ущербными. С другой – слишком особенными. И то, и другое приведет к комплексам и сложностям.

Добавлю, что и отправлять таких детей просто на языковые курсы – неэффективно. У них нет мотивации – она появляется только тогда, когда они чувствуют себя частью общего процесса.

Нужно объяснять необходимость обучения языку и родителям. Обратите внимание: часто перед ними стоит задача сохранить свой язык, традиции, культуру. Это прекрасно, и нужно давать такую возможность, но взрослые должны при этом четко понимать, что обучение их ребенка, а в будущем и профессия без русского языка все-таки невозможны.

– В каком возрасте лучше всего происходит адаптация?

– Благоприятный период, чтобы избежать проблем – дошкольный возраст, подготовка к школе.

У нас есть опыт работы с группами, где были русские, сербы, молдаване, армяне, киргизы, казахи, таджики и дети других национальностей. В обучении таких смешанных классов важно неоднократное повторение заданий. Например, рассказ по картинкам, где постоянно повторяются какие-то фразы. В первый раз ребенок-билингва не произнесет их, во второй попытается, а на третий уже сможет.

Справка «СК»

  • Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух – полилингвами, более шести – полиглотами.
  • В США для 13% американцев английский не является родным языком – в семье с рождения использовался другой.
  • По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Около 70 % населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.

11-evrika-38.jpg

макет-обучение.jpg

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4800
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

59