Валентин Балановский стал участником ХХIII Всемирного философского конгресса. В этом году местом проведения престижного конгресса были выбраны Афины – родина античной классической философии.
– Валентин, как вы попали на этот представительный форум?
– Конгресс раз в пять лет организует Всемирная ассоциация философских обществ. Это реальная возможность пообщаться со столпами науки.
– О чем был ваш доклад?
– Он основывался на моей кандидатской диссертации, которая была посвящена философии выдающихся умов – Владимира Соловьёва, Александра Богданова и Иммануила Канта. Главным образом, его труду «Трансцендентальная философия: структура познания и априоризм», в котором он размышляет над новыми принципами философии разума. Прежде всего, он пытается разобраться в возможностях человеческого познания. Этой проблемой я занимаюсь около семи лет.
– В чем актуальность кантовских идей в XXI столетии?
– Философия Канта в современном мире – кратчайший путь к гармоничному мироустройству. Для меня лично важна одна из ключевых мыслей Канта: человек – это единственное существо, которое обладает способностью к рефлексии, то есть возможностью воспринимать мир не только вне, но и внутри себя. Ведь без рефлексии невозможно, например, осознать, что, грубо вторгаясь в мир другого человека, мы нарушаем его вселенную. В следующем году у нас пройдут Кантовские чтения и конференция, приуроченная к юбилею философа и выхода в свет трактата Канта о том, что есть просвещение. В нем идет речь о необходимости принимать самостоятельные решения. «Имейте мужество пользоваться собственным умом», – пишет Кант. Разве это не актуально? Ведь мыслящему человеку не страшны никакие идеологические веяния, которые нам пытаются искусственно прививать сверху.
– Почему в техническом вузе существует кафедра философии? И каким образом знание этой дисциплины пригодится ихтиологам или кораблестроителям?
– Интересный вопрос. Научные задачи можно решать несколькими способами. В частности, философским. Это предполагает интенсивное мышление. Мозг – это мышца, если ее напрягать, она болит, но делать это необходимо. Я могу привести вам конкретный пример того, что есть наука без философии. Несколько лет назад разразился скандал, связанный с американским ученым, который вывел формулу искусственного ТГК (вещество, содержащееся в марихуане, дающее ощущение эйфории. – Прим. авт.) и создал синтетический препарат с высокой степенью привыкания. Когда его спросили, зачем он это сделал, он ответил, дескать, я занимаюсь чистой наукой. А кто употребляет этот наркотик – так это их проблема. Человек делал открытия без тех самых рефлексий, которым учит философия. А без них нельзя заниматься своим ремеслом, не определяя последствий своей деятельности. Каждый ученый несет ответственность за мир, в котором живет.
– А вам знание философии помогает двигаться по жизни?
– Философия дает мне более широкий взгляд на вещи. Она помогает мне понимать людей и их глубокие мотивы. Ты перестаешь в этой жизни вести себя как слон в посудной лавке, либо травмируя человека, либо травмируясь сам. Она помогает знанию национального менталитета. Скажем, общаясь с японцем, нельзя вторгаться в его личное пространство, а для китайца подобное вторжение – норма, это для него момент коммуникации, поскольку китайцы живут на очень скученной территории. И таких примеров – множество. Если ты считываешь культурный код того или иного человека, если ты понимаешь, что ты не один во вселенной со своей логикой, тебе уже легче общаться. Ты понимаешь, что каждый человек – представитель некой общности с неповторимыми характеристиками.
– Как бы вы определили такую общность, как калининградцы?
– Калининградцы – это особая общность людей, своего рода слепок всего того, что было в бывшем Союзе. Наш менталитет – он единственный в своем роде, потому что это синтез культурных кодов огромной страны.
Справка «СК»
Валентин Балановский – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Калининградского государственного технического университета. Окончил исторический факультет БФУ им. И. Канта, затем – аспирантуру.