На прошлой неделе в БФУ им. И. Канта приезжал гость из именитого вуза страны – Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО. Что связывает его с нашим федеральным университетом, чем блогеры отличаются от журналистов и нужно ли российским вузам бороться за место в мировых рейтингах – об этом гость рассказал «СК».
Большинство студентов МГИМО – из регионов
– В Калининграде я во второй раз, и снова по делу. В этом году МГИМО – впервые в России – запускает программу «Школа научной журналистики». Когда-то у нас в стране был популярным журнал «Наука и жизнь», суперпопулярной была программа академика Капицы, по телевидению шло много передач о науке для детей. Сегодня же, кроме «Галилео» и еще пары программ на нецентральных каналах, похвастаться нечем. Тема науки ушла из СМИ, и в том числе потому, что не стало людей, которые могут об этом профессионально и доходчиво говорить – я имею в виду журналистов. Мы хотим возродить это направление. В программе будем много интересного, хотим даже включить в нее курс по научной фантастике – знать творчество Стругацких и других писателей важно. Что касается БФУ им. И. Канта, то надеемся на сотрудничество в рамках этой магистерской программы, а также в плане развития международных контактов – у вашего вуза в этом направлении хорошие наработки.
– Программа наверняка будет востребована. А вообще – оцените, как декан факультета, популярность сегодня профессии журналиста.
– Приведу цифры. Так, конкурс на международную журналистику – около 40 человек на место. Я считаю, что это говорит о популярности профессии. Большинство студентов в МГИМО – из небольших городов и регионов, москвичей всего 20–25 %. Есть и лидеры – например, в Кирове работает Вятская гуманитарная гимназия, и каждый год в МГИМО оттуда поступает 5–10 человек. Причем ребята не занимаются в Москве с репетиторами – только школьные знания. Я там был – потрясающая школа. Все сделано с душой, многое – своими руками. Например, кабинет английского языка оформлен как британский парламент: дети сидят лицом друг к другу.
– А как меняется сама специальность «международная журналистика»?
– Когда я оканчивал факультет, нас затачивали прежде всего на работу по пропаганде и контрпропаганде. Сейчас же на первый план выходит регионоведческая журналистика – работа так называемых собственных корреспондентов. После распада СССР многие крупные СМИ от них отказались, решили – зачем? Ведь можно всегда позвонить, собрать информацию дистанционно, на крайний случай – слетать на пару дней. Но на поверку оказывается, что чужой человек, попав в новое место, за несколько дней не сможет разобраться в ситуации: для этого нужно там жить, понимать людей и их традиции, другие внутренние моменты, знать не английский язык, а именно тот, на котором говорят в той местности. Сегодня профессия «собственных корреспондентов» возвращается.
Обратная сторона медали
– В прошлом году на госуровне прозвучала идея конкурсного отбора из всех вузов 15 лучших – тех, кто получит дополнительное финансирование на то, чтобы попасть в первые строчки мировых рейтингов. Как относятся к этому в МГИМО?
– Вот пример. Как-то Владимир Васильев сказал, что сегодня у Большого театра главная проблема – аншлаги. Казалось бы, любой театр о таком мечтать должен! А по мнению Васильева, как они ни станцуют, билеты все равно раскупаются, и для труппы, ее профессионального роста это проблема. Это я к тому, что всегда при выделении «лучших из лучших», сильной поддержке нельзя забывать и об обратной стороне медали. Мне кажется, Гарвард, Итон, Сьэнфорд, даже если не будут в этом топе, останутся лучшими. Это определяют не рейтинги, а общество.
– Сегодня на пике популярности блогеры – их приравнивают к журналистам. Ваше отношение к новым медийщикам?
– Между журналистом и блогером нельзя ставить знак равно. У них множество отличий. Одно из них: аргументация и достоверность информации. Просто выражать свое мнение в материалах профессиональный журналист – если это не авторская колонка или реплика – не может. Оно должно быть подкреплено фактами. Блогерство – это абсолютно авторская подача материала. Для журналиста важен серьезный информационный повод, для блогера повод – «меня это беспокоит», аргументация – «я так считаю», что в серьезной журналистике недопустимо. Еще один момент – в блогосфере легко «поднять волну», но она так же быстро сходит на нет. СМИ работают вдумчивее, и отдача от их работы длиннее и серьезнее. Конечно, я говорю о серьезных профессиональных изданиях. Мне нравится точка зрения журналиста ИД «Коммерсантъ» Глеба Черкасова: он говорит, что СМИ сегодня превращаются в ССМИ – средства сертификации массовой информации. Для профессионала блогософера полезна – это источник информации, своего рода «слухов», и его роль – найти там факты и их проверить.
Любой из нас умеет писать, но не каждый — писатель; многие поют, но не все профессиональные вокалисты.
Меня часто спрашивают, какое главное качество должно быть у тех, кто выбирает журналистику. Любопытство! Сегодня в университет часто приходят молодые люди, которые думают, что знают ответы на все вопросы. Отчасти в этом заслуга блогеров и их принципа: дайте мне тему – и я ее прокомментирую, и не важно, насколько я разбираюсь в вопросе. А ведь задача журналиста не в том, чтобы давать ответы на все вопросы, а в том, чтобы ставить правильные вопросы и находить того, кто сможет компетентно на них ответить.
– А не заменит ли интернет привычные нам газеты, журналы?
– В середине ХХ века появилось телевидение, тогда газеты были в панике – казалось, их перестанут читать. Прошло время, но оба эти вида СМИ прекрасно сосуществуют. Глеб Черкасов, которого я уже упоминал, сравнил традиционные медиа с курением сигар. Быстрее и удобнее выкурить сигарету. Но вряд ли возможно представить человека, который бежит до работы и курит сигару. Она требует времени, определенной обстановки. Так и с медиа: в метро можно посмотреть новости на телефоне – чтобы быть в курсе. А потом позволить себе роскошь потратить время на газету или журнал.