О том, вреден ли компьютер, когда начинать учить иностранный язык и о других интересных моментах воспитания «СК» рассказала Марьяна Безруких, директор столичного института возрастной физиологии.
- Многие родители начинают готовить ребенка к школе с 4-5 лет — учат писать, читать, считать. Это полезно?
- Судите сами: по нашим исследованиям, если в 80-е годы больше 90% детей хотели идти в школу, то сейчас более 80% - не хотят. «Дрессировка» никогда не дает положительного результата. Не надо учить ребенка до школы читать и писать — он многое не в состоянии освоить в силу возраста, но важно развивать навыки – внимание, память, речь (есть специальные упражнения). Сегодня 60% детей приходят в школу с нарушением речи, а ведь это очень серьезно — если не сформирована речь, то ребенку сложно освоить письмо и чтение. В чем причина таких нарушений? Банальна: перестали читать на ночь и разговаривать с малышами.
Важное условие — давайте ребенку четкие инструкции. Вспомните — малышу дают разобранную пирамидку и говорят: «Собери». Это — не инструкция, так он ничего не сделает, максимум — повторит с десятой попытки за вами, но не поймет. Задача должна быть четкой: например, собери кольца — сначала красные, потом синие. Надо учитывать возраст: например, совсем маленький ребенок не видит разницы в размерах и никогда не сможет выполнить задачу «собери сначала большие кольца, а потом маленькие».
Еще простой пример: как мы учим завязывать шнурки? Показываем! Не даем инструкцию, как сделать и не описываем процесс. В итоге многие, даже повзрослев, не умеют правильно завязать шнурки. Надо сказать: «Возьми шнурок, сложи его пополам и т.д.», параллельно показать и помочь выполнить. Вот тогда будет результат.
- А когда начинать учить иностранный язык?
- В Москве сейчас можно увидеть объявления о занятиях иностранными языками с детьми от двух лет! Ответ прост: освоить иностранный язык, пока не знаешь родного, невозможно, тем более не находясь в языковой среде. Изучение лучше начинать после 9-10 лет.
- Что делать, если ребенок не хочет выполнять домашнее задание?
- Только заинтересовать. Не ждите от малыша силы воли — это понятие формируется только в 9-10 лет, а до этого высидеть на одном месте 30 минут ребенок просто физически не может.
- Вреден ли компьютер для школьника?
- Подростки, которым сегодня 15-16, сели за компьютер в 12 лет; те, кому сейчас 8 - в 6 лет. Мы только анализируем эти факты, выводы о вреде или пользе делать рано, но один миф мы уже развенчали: девочки сидят за компьютером не меньше мальчишек. Просто занимаются разным: первые — общаются, вторые — играют. Главное, чтобы ребенок не проводил за экраном весь день: дошкольник 5-6 лет может сидеть за компьютером не более 15 минут, потом наступает сильное утомление, и у него есть признаки, которые многие родители принимают за вовлеченность в процесс: ребенок начинает разговаривать с героями игр, мультиков, вслух комментировать происходящее.
- Некоторые родители считают, что у детей в школе слишком большая нагрузка.
- И они правы. Если взять учебный год, то наши дети учатся на месяц меньше, чем во многих странах, а вот в течение учебного дня и недели идет перенагрузка. Ни в одной стране мира нет в течение недели более 27 часов занятий, а у нас в старшей школе — 36, в младшей — 27-28. Еще одна проблема — неэффективность учебного плана. Схема «один час предмета в неделю» вообще не дает результата, а у нас и так преподают много предметов.
- Еще один популярный вопрос — надо ли переучивать левшей?
- Нельзя заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — могут возникнуть даже невротические расстройства. Лучше научите его правильно писать левой рукой: правильно держать ручку, класть тетрадь и купите специальную пропись для леворуких детей.