или Зарегистрироваться
Обучение
657
0
25 августа 2010

Осенью в Калининграде откроется клуб для родителей

Как воспитывать ребенка и помочь ему в учебе, расскажет Марьяна Безруких,
директор столичного института возрастной физиологии

- Сейчас идет реформа системы образования, в том числе и начального. В чем суть изменений?

- Думаю, это вряд ли кто понимает. Новые стандарты прописаны на бумаге, не апробированы. Реформа вряд ли удастся - объясню, почему.

Во-первых, ее разработка шла без учета психофизических особенностей детей. Например, речь идет об изменениях, касающихся всей ступени начального образования, а это дети в возрасте 6-9 лет. Разрыв на первый взгляд небольшой, но разница между работой с шестилетним и девятилетним ребенком колоссальная — они ведь все по-разному усваивают.

Во-вторых, мало конкретики и много общих понятий. Есть фразы о том, что ребенок должен достичь результата, но нет информации, как именно и каким образом в итоге его оценить. Ребенок должен научиться осознавать свою гражданскую идентичность - это как? Быть духовно-нравственным – это что?

В-третьих, изменения возможны только в том случае, если кардинально изменить систему подготовки будущих учителей. Сегодняшний преподаватель, несмотря на новые техсредства, работает по старинке. Я видела примеры в разных школах по стране, когда в классе интерактивная доска, у каждого ребенка на столе ноутбук и фантастический микроскоп, лаборатория. Но знания, как и раньше, дают из учебника, нет места исследованиям, самостоятельному познанию и выводам школьника.

Главная проблема нового стандарта, да и всех инноваций в образовании — при подготовке педагогов и детских психологов не учитывают интересы и потребности ученика. Парадоксально, но выпускники вузов становятся блестящими знатоками предмета, а ребенка не знают. Раньше был цикл возрастной физиологии – в современной программе обучения он сокращен до минимума. Наш институт проанализировал реформы образования в России за последние 50 лет - ребенок никогда не учитывался! Экономическая необходимость, политическая воля — все, что угодно, кроме главной составляющей.

- Получается, реформа не нужна?

- Напротив, необходима! В прошлом учебном году мы провели исследования о формировании навыков письма и чтения — того, что делает человека грамотным, - у 6000 учащихся начальных классов. Получилось, что независимо от программы обучения (а их сегодня в начальной школе шесть!), к 4 классу почти 50% детей не осваивают эти навыки. А без них они в дальнейшем смогут только зубрить предметы, но не понимать. Так что изменения нужны, просто ни в одной стране они не проходят так сумбурно и глобально - одновременно на всех ступенях образования, с изменением в содержании, финансовых структурах, технике и т.д.

Дети должны делать выводы сами, а педагог - лишь направлять

- На уроках сейчас делают упор на использование самых разных видов деятельности...

- Гонка за "чем больше, тем лучше" опасна. Дело в том, что учащиеся начальной школы не могут распределять внимание на несколько объектов. Более того, чтобы поменять вид деятельности, например, второкласснику нужно 2-3 минуты - отключиться от предыдущего дела и 2-3 минуты - включиться в новое. Получается, что многообразие видов деятельности на одном уроке приводит к утомляемости и результата нет — малыш не успевает. Спешка во всем! Ребенок еще не успел распознать буквы, а от него уже требуют, чтобы он не просто читал, а читал быстрее.

- Часто говорят и о том, что общий уровень образования падает...

- Еще раз повторю — нужны изменения. Акцент в традиционной системе обучения делают на старание и упражнения. А это самые неэффективные варианты познания, потому как требуют большого времени, а его сегодня нет.Ведь все изменилось — жизнь стала динамичнее, с огромными потоками информации. Если раньше источником знаний была книга, то теперь компьютер, видео.

Акцент надо перенести на осознанное обучение: главное – не вызубрил и повторил, а осознал. Дети должны познавать сами, делать свои выводы, а педагог - не давать готовое знание, а лишь направлять и давать информацию.

Всему этому мы учим молодых педагогов, а весь прошлый год в Калининграде я вела родительский клуб, где мы говорили о воспитании ребенка, взаимоотношениях с учителем, подготовке к школе, распределении учебной нагрузки, разбирали конкретные ситуации. С октября продолжим - по субботам будет цикл занятий в парке "Юность", в центре развития межличностных коммуникаций. Прийти к нам может любой желающий.

- Еще один обсуждаемый вопрос: сколько лет учиться в школе?

- Если в такой, как сейчас, то увеличивать сроки не стоит. Современному 16-17-летнему подростку просто невозможно сидеть за партой и поднимать руку, спрашивать разрешения, чтобы что-то сделать. Пора понять — они уже совершенно другие, старые приемы и методы тут не подходят. Да и вообще, важно давать ребенку самостоятельность – об этом я пишу в своих книгах (Марьяна Михайловна - автор более 50 книг и пособий для педагогов и родителей. - Авт.) и говорю на занятиях. Так воспитывали меня, а я - своих детей.

поделиться
теги
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27