или Зарегистрироваться
Обучение
496
0
25 августа 2010

Осенью в Калининграде откроется клуб для родителей

Как воспитывать ребенка и помочь ему в учебе, расскажет Марьяна Безруких,
директор столичного института возрастной физиологии

- Сейчас идет реформа системы образования, в том числе и начального. В чем суть изменений?

- Думаю, это вряд ли кто понимает. Новые стандарты прописаны на бумаге, не апробированы. Реформа вряд ли удастся - объясню, почему.

Во-первых, ее разработка шла без учета психофизических особенностей детей. Например, речь идет об изменениях, касающихся всей ступени начального образования, а это дети в возрасте 6-9 лет. Разрыв на первый взгляд небольшой, но разница между работой с шестилетним и девятилетним ребенком колоссальная — они ведь все по-разному усваивают.

Во-вторых, мало конкретики и много общих понятий. Есть фразы о том, что ребенок должен достичь результата, но нет информации, как именно и каким образом в итоге его оценить. Ребенок должен научиться осознавать свою гражданскую идентичность - это как? Быть духовно-нравственным – это что?

В-третьих, изменения возможны только в том случае, если кардинально изменить систему подготовки будущих учителей. Сегодняшний преподаватель, несмотря на новые техсредства, работает по старинке. Я видела примеры в разных школах по стране, когда в классе интерактивная доска, у каждого ребенка на столе ноутбук и фантастический микроскоп, лаборатория. Но знания, как и раньше, дают из учебника, нет места исследованиям, самостоятельному познанию и выводам школьника.

Главная проблема нового стандарта, да и всех инноваций в образовании — при подготовке педагогов и детских психологов не учитывают интересы и потребности ученика. Парадоксально, но выпускники вузов становятся блестящими знатоками предмета, а ребенка не знают. Раньше был цикл возрастной физиологии – в современной программе обучения он сокращен до минимума. Наш институт проанализировал реформы образования в России за последние 50 лет - ребенок никогда не учитывался! Экономическая необходимость, политическая воля — все, что угодно, кроме главной составляющей.

- Получается, реформа не нужна?

- Напротив, необходима! В прошлом учебном году мы провели исследования о формировании навыков письма и чтения — того, что делает человека грамотным, - у 6000 учащихся начальных классов. Получилось, что независимо от программы обучения (а их сегодня в начальной школе шесть!), к 4 классу почти 50% детей не осваивают эти навыки. А без них они в дальнейшем смогут только зубрить предметы, но не понимать. Так что изменения нужны, просто ни в одной стране они не проходят так сумбурно и глобально - одновременно на всех ступенях образования, с изменением в содержании, финансовых структурах, технике и т.д.

Дети должны делать выводы сами, а педагог - лишь направлять

- На уроках сейчас делают упор на использование самых разных видов деятельности...

- Гонка за "чем больше, тем лучше" опасна. Дело в том, что учащиеся начальной школы не могут распределять внимание на несколько объектов. Более того, чтобы поменять вид деятельности, например, второкласснику нужно 2-3 минуты - отключиться от предыдущего дела и 2-3 минуты - включиться в новое. Получается, что многообразие видов деятельности на одном уроке приводит к утомляемости и результата нет — малыш не успевает. Спешка во всем! Ребенок еще не успел распознать буквы, а от него уже требуют, чтобы он не просто читал, а читал быстрее.

- Часто говорят и о том, что общий уровень образования падает...

- Еще раз повторю — нужны изменения. Акцент в традиционной системе обучения делают на старание и упражнения. А это самые неэффективные варианты познания, потому как требуют большого времени, а его сегодня нет.Ведь все изменилось — жизнь стала динамичнее, с огромными потоками информации. Если раньше источником знаний была книга, то теперь компьютер, видео.

Акцент надо перенести на осознанное обучение: главное – не вызубрил и повторил, а осознал. Дети должны познавать сами, делать свои выводы, а педагог - не давать готовое знание, а лишь направлять и давать информацию.

Всему этому мы учим молодых педагогов, а весь прошлый год в Калининграде я вела родительский клуб, где мы говорили о воспитании ребенка, взаимоотношениях с учителем, подготовке к школе, распределении учебной нагрузки, разбирали конкретные ситуации. С октября продолжим - по субботам будет цикл занятий в парке "Юность", в центре развития межличностных коммуникаций. Прийти к нам может любой желающий.

- Еще один обсуждаемый вопрос: сколько лет учиться в школе?

- Если в такой, как сейчас, то увеличивать сроки не стоит. Современному 16-17-летнему подростку просто невозможно сидеть за партой и поднимать руку, спрашивать разрешения, чтобы что-то сделать. Пора понять — они уже совершенно другие, старые приемы и методы тут не подходят. Да и вообще, важно давать ребенку самостоятельность – об этом я пишу в своих книгах (Марьяна Михайловна - автор более 50 книг и пособий для педагогов и родителей. - Авт.) и говорю на занятиях. Так воспитывали меня, а я - своих детей.

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4336
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

38