или Зарегистрироваться
Обучение
1661
0
29 августа 2023

«Работать в школе мне истинно повезло»

Преподаватель русского языка и литературы лицея № 49 стала заслуженным учителем России
Кто от шпильки до булавки, кто от туфелек до шляпки? Элегантность сама… и при этом увлеченный преподаватель русского языка и литературы, а также влюбленный в общение с людьми и жизнь философ?

Те самые двери

Те, кто знаком с заведующей кафедрой русского языка и литературы калининградского лицея № 49 Юлией Радецкой, точно знают: это про нее. 34 года стажа, море собственных и ученических наград разного уровня, восемь стобалльников по предмету на личном счету. В августе этого года копилка регалий пополнилась: Указом Президента России она получила звание «Заслуженный учитель РФ».
Журналисты «Страны Калининград» поговорили с Юлией Радецкой о ее философии личного и ученического успеха.
После окончания калининградской школы № 24 у нее не было мыслей стать учителем.
– При этом было безумно жалко расставаться с ее атмосферой. Мне нравилось там все! Я хорошо училась, но в школу стремилась именно за общением, удовольствием что-то создавать совместно, участвовать в любых мероприятиях, от сбора макулатуры и металлолома до   смотров строевой песни и классных мероприятий. И вдруг это прекрасное закончилось?! В итоге школа вернулась в мою жизнь и осталась там навсегда, – улыбается Юлия Радецкая. – Но сначала я, из всех предметов больше всего любившая русский язык и литературу, поступила на филологический факультет Калининградского госуниверситета и окончила его в 1990 году. Признаюсь,  мое окружение тогда меня отговаривало. Мама по профессии инженер, папа – моряк, они предупреждали, что, возможно, я слишком романтизирую работу в школе, а на самом деле это тяжелый труд. Одна педагог мне даже тогда сказала: «Юль, у меня такой голос, как будто я всю жизнь курю, но нет – это работа в школе. Подумай, света белого не увидишь». 
Было и такое, что бывшие сокурсники, знающие Юлю как способную и весьма интеллектуальную девушку, удивлялись, что она работает в школе, тогда в 90-е это было малооплачиваемо, непрестижно. Куда успешнее, казалось, что-то продавать.
– На все эти «удивленно поднятые брови» и во избежание дальнейших расспросов о моей «горькой судьбе» я отшучивалась, отвечала, мол, да, мне просто повезло! – продолжает учитель. – Только спустя годы я осознала, что это была совсем не шутка, а истина! Ведь, несмотря на все сложности, я жила в согласии со своей душой! Судьба открыла для меня именно мои двери.

«Педагогические» калоши

Впервые в лицей № 49 наша героиня пришла еще на 4-м курсе филфака, проходила там педпрактику, потом – на 5-м, после чего ее попросили остаться здесь работать.
 – И я осталась по сей день. На практике попала в руки исключительных наставников, которые щедро делились своим внутренним нажитым за годы работы в школе опытом, наработанными методиками, широчайшим кругозором, чувствованием времени и состоянием  постоянного поиска различных инноваций в обучении.  И делали они это ласково, ненавязчиво, мудро. Атмосфера общения редкая, меня зарядили на любовь к профессии! Повезло! – благодарна Юлия Анатольевна. – Конечно, поначалу мне пришлось обтачиваться, копить опыт общения с учениками, сесть в определенное количество  «педагогических» калош… Помню, первый год работы: зима,   ребенок стоит у доски в резиновых сапогах… Я говорю: «Миша, ты почему сменку не носишь? Cкажи маме, в какой обуви надо ходить в школе». А на следующий день пришла его мама с извинениями, мол, простите, у нас нет зимних сапог и сменки нет. А в какой-то праздник этот же мальчик дарит мне словарик, подписанный, что от него, и я понимаю, что он взял его с полки в кабинете. Тогда я поблагодарила, промолчала. И вот подобные ситуации сложнее всех вместе взятых методик преподавания. Они меня научили определенной осторожности, умению подстраиваться под их волну, не осуждать, максимально размышлять, чтобы не ранить, не прервать одним махом доверие к миру, любовь ходить в школу, учиться, общаться с людьми и прочее…

Урок – это кайф

Сегодня Мише за 40, живет он в Петербурге, работает с металлом и до сих пор дарит Юлии Анатольевне подарки. Из последнего – брелоки, сделанные своими руками. И такое общение с сотнями выпускников у педагога постоянно: встречи, подарки, послания в соцсетях.
– Помнится, первым своим выпускникам в 2004 году я писала бумажные письма, что помню, люблю и готова поддержать. А был случай, когда моя поддержка понадобилась  парнишке, у него были проблемы с девушкой и мы разговаривали, по сути, сутками. Это было важно, – делится педагог. – А вот примерно лет через 10 преподавания (!) я осознала, что такое есть урок! Это не когда ученик выучил материал, ведь это можно сделать и самостоятельно. Урок – это когда тебе, учителю, интересно, когда твои подопечные запомнили какую-то мысль, сделали собственный вывод, когда взаимное общение наполнено самыми разными озарениями! Например, готовишься дома к уроку и думаешь: а как лучше подать произведение, какую музыку поставить, какой историей, фактом зацепить внимание ученика. И потом в процессе случается волшебство, настоящий кайф! Вот это урок!
Ну, точно, Юлии Анатольевне повезло! Наверное, есть исключения, когда школа совсем не тяжелый труд? 
– Устаю смертельно, работа не прекращается ни на минуту, – вдруг признается она. – А разгружает меня, как ни странно, вновь общение с людьми, но за рамками школы, зачастую это активный отдых: полет на параплане, сплавы, поездки. Все это расширяет кругозор, а затем через призму обретенных знаний можно вновь давать уроки, которые будут интересны. 
Весь этот ценный опыт Юлия Анатольевна Радецкая уже как наставник передает молодым педагогам и, по ее словам, получает искреннее удовольствие от того, что может помочь им состояться в профессии. А на вопрос журналиста о том, как чувствует себя педагог в статусе заслуженного учителя России, отвечает:
– Накрывает чувство благодарности к моему окружению, директорам школы, коллегам, ученикам, мне несказанно повезло, что на этом пути встретились все эти люди, без преувеличения, ставшие для меня личными учителями. 

06-Радецкая.jpg
Юлия Радецкая за 34 года работы в школе провела более 25 тысяч уроков и проверила более 200 тысяч домашних заданий 
(фото из архива героини публикации)

Только цифры
За 34 года работы в школе Юлия Радецкая: 
• Провела более 25 тысяч уроков.
• Услышала более 50 тысяч раз школьный звонок, длительность звучания в целом - более 4 суток!
• Проверила более 200 тысяч домашних работ: если измерять расстояние тетрадными листами, то дотянемся до Светлогорска (чуть больше 48 км), а если написанными строчками, то упремся в Кремль.
• Дала столько информации и выполнения заданий под запись, что ее ученикам пришлось израсходовать по 1,5 кг чернил для ручек. 
• А если измерить объем  творческих работ: эссе и сочинений, то ее ребята больше 40 раз написали «Войну и мир» (1300 страниц книжного формата).

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

14