или Зарегистрироваться
Обучение
2401
0
17 февраля 2023

ЕГЭ: эксперимент длится уже двадцать два года

Калининградская область одной из первых опробовала тестирование. Что происходило в разное время и как менялся экзамен
Недавно мы оцифровали весь бумажный архив «Страны Калининград» за 23 года (а именно столько лет нашей газете!): с осени 1999-го вышло уже больше 1200 номеров. 
Все это время мы писали на разные актуальные темы, рассказывали про земляков и накопили массу информации. Например, из сферы образования. В ней было множество изменений, но одно из самых глобальных — ЕГЭ. 16 февраля 2023-го исполняется 22 года с начала эксперимента по единому государственному экзамену. Вспомним, как это было.

Начали с малого

Эксперимент по ЕГЭ стартовал задолго до того, как его сделали обязательным по всей стране. В 2001 году началась большая реформа российского образования, тогда же впервые прозвучала идея ЕГЭ: его в качестве эксперимента запустили в пяти регионах: Чувашии, Марий Эл, Якутии, Самарской и Ростовской областях. Тесты на тот момент были по восьми предметам (сегодня их 15): русский язык, математика, биология, физика, история, химия, обществознание и география. Причем в такой форме экзамен можно было и не писать, выбор был свободным (только в Чувашии и Марий Эл обязательным сразу стал ЕГЭ по математике). 
Первые задания во многом были корявые, формулировки и подача оттачивались. В 2002 году к эксперименту присоединились сотни тысяч одиннадцатиклассников, в том числе в Калининградской области. 

Цель – избавиться от коррупции

Обязательным ЕГЭ стал с 2009 года. Он одновременно является выпускным экзаменом и пропуском в вуз (хотя на некоторые специальности проводят дополнительный творческий конкурс — например, на журналистику и т. д.). До его появления, кроме выпускных экзаменов в школе, в каждом высшем учебном заведении абитуриенты проходили вступительные испытания. То есть, по сути, было две проверки, и это, конечно, давало возможность для коррупции, в начале 2000-х эта проблема стояло остро. Собственно, тестирование как универсальная и при этом обезличенная форма оценки знаний возникло именно для того, чтобы уйти от взяток при поступлении: теперь у всех детей появились равные возможности. Другая цель новшества – дать возможность поступления в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга выпускникам не только столичных лицеев и гимназий, но и талантливым одиннадцатиклассникам из далеких регионов. 
ЕГЭ продолжает меняться, и на протяжении всей своей истории неизменно вызывает споры среди педагогов, учеников и их родителей (правда, в последние годы их все меньше). Газета  «Страна Калининград» неоднократно становилась площадкой для открытого разговора на эту тему. Например, в 2016-м мы провели «круглый стол» с педагогами и директорами, на котором они высказывались довольно откровенно. 
– Чаще всего и мы говорим, и СМИ пишут об изменениях, связанных с ЕГЭ, – поделился точкой зрения директор «Школы будущего» (пос. Б. Исаково) Алексей Голубицкий. – У меня к ним свое отношение: считаю, что в начале десятого класса ребенок должен четко знать, что именно, в каком объеме и какой форме он будет сдавать в одиннадцатом. То есть за два года для него не должно произойти никаких сюрпризов. Мало того, в идеале ничего не должно меняться даже с начала девятого класса. Вносить серьезные корректировки по ходу «игры» – непрофессионально. У нас же сюрпризы происходят постоянно, многие родители выступают против. Надеюсь, ситуация стабилизируется: с каждым годом контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ становятся все более гармоничными, из них уходят ошибки.

Баллы не панацея

Постоянно спрашивали мы и мнение школьников — кому как не им знать ситуацию изнутри. «Страна Калининград» опрашивала выпускников, проводила «круглые столы» для стобалльников и делала спецпроект, в котором лучшие выпускники года рассказывали подробности о том, как готовились к экзаменам, куда собираются поступать и считают ли тестирования хорошей идеей. Разговор получился со вполне взвешенными мыслями и откровениями. Например, о том, что большая часть выпускников сейчас идет в вузы по целевым направлениям, которые они получают от конкретного учреждения, и поступают уже по отдельному конкурсу. Учебу оплачивает государство, но взамен надо отработать после выпуска три года в том месте, которое тебя рекомендовало. А без этого даже с заветной сотней баллов и в целом неплохими оценками поступить в престижные вузы все равно шансов немного. И что многие родители готовы к платному обучению: ради этого продают машины и берут кредиты. Рассказали бывшие школьники, что мамы-папы волновались даже больше, чем они. И что у ребят часто даже не оставалось сил, чтобы обрадоваться результату, так выматывала подготовка.
Был в газете и большой проект «Не боимся экзаменов!». Старшеклассники со всей области делились рецептами подготовки к экзаменам и способам борьбы со стрессом. А итогом стал «круглый стол», на котором с ребятами встретилась Марьяна Безруких — академик РАО, директор столичного Института возрастной физиологии, она дала ребятам практические методики и много другой полезной информации.

Китайский язык и математика

Менялось не только отношение к ЕГЭ, но и его содержание и форма. Больше всего изменений вносилось в тесты по русскому языку и обществознанию — их наряду с математикой неизменно сдает больше всего детей. Постепенно становилось все меньше заданий с вариантом выбора ответов, когда теоретически можно было просто угадать.
В 2014 году впервые как допуск к экзаменам школьники стали писать итоговое сочинение. 
В 2015-м экзамен по математике разделили на базовый и профильный. Первый теперь обязателен для всех и нужен для получения аттестата. А более углубленный вариант понадобится ребятам, которые собираются идти дальше на высшее образование и в списке вступительных испытаний вузах которых присутствует этот предмет (а он есть на большом количестве направлений). 
Тогда же в экзамене по иностранным языкам появилась устная речь, а в экзамене по русскому появились части с краткими и развернутыми ответами. 
В 2019-м к пулу иностранных языков (английскому, немецкому, испанскому и французскому) добавился китайский. Тогда в Калининграде его сдавала всего одна выпускница, в прошлом году китайский выбрало уже двое школьников. И цифра, видимо, будет расти: как недавно сообщал портал «Клопс» (18+), спрос на репетиторов по китайскому у нас за год вырос почти в пять раз! Увеличился  спрос и на преподавателей немецкого. Несколько лет обсуждалась идея сделать иностранный язык, как и историю, обязательными для сдачи, но она так и осталась планом. 
С 2021-го информатику стали сдавать на компьютерах и включили задание на практическое программирование. А в прошлом году из истории и обществознания исчезла самая сложная часть — сочинение. Зато список произведений по литературе дополнили зарубежными.
А еще ЕГЭ стал влиять на медали: раньше за полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам выдавали «золото».  «Серебро» – за «отлично» и не более двух отметок «хорошо». Позже медаль «За особые успехи в учении» перестали делить на категории: чтобы ее получить, нужно иметь в аттестате только пятерки. С 2018-го получить медаль могут только те, кто успешно справился с ЕГЭ.
Теперь для получения отличительного знака необходимо не только с отличием окончить 10-й и 11-й классы, но и набрать не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня или пять баллов на ЕГЭ по математике базового уровня (а также пройти минимальный порог по предметам на выбор. – Прим. авт.), пояснила журналистам министр образования Калининградской области Светлана Трусенева.

За и против

Спустя 22 года, наверно, уже с уверенностью можно сказать, что ЕГЭ в школах приняли и это уже не эксперимент, а реальность. У него по-прежнему есть сторонники и противники (например, по опросам ВЦИОМ в 2021 году более 70 % россиян поддерживает отмену ЕГЭ для тех выпускников, кто не собирается идти в вуз, а каждый пятый выступает вообще за отмену формата). 
Конечно, не все так просто — тесты и полноценный экзамен действительно разные вещи, можно спорить и о том, насколько точно оцениваются таким способом знания (важное сегодня умение коммуницировать, аргументировать тут особо не отразишь). Да и у учеников топовых школ возможностей по-прежнему больше, чем у маленьких. Но и разница уже не глобальная, а есть примеры (в том числе в нашей области), когда в поселковых региональных школах удается сделать что-то настолько уникальное, что и от желающих учиться отбоя нет, и педагоги переезжают из других регионов ради работы. 
Практика показывает: с каждым годом высший балл на ЕГЭ набирает все больше ребят из самых обычных школ, а не только престижных гимназий и лицеев. И поступить они могут не только в местные, но и столичные вузы: ехать теперь в каждый на экзамены не нужно — просто отправляй результаты в пять вузов и выбирай, куда идти. 

08-20190624173854_IMG_8750.jpg
Сдача Единого государственного экзамена «родила» прекрасную традицию – лучших выпускников приглашают на бал, который проходит в Кафедральном соборе на острове Канта 


08-топ-предметов-по-выбору.jpg

Количество стобалльников

Самое большое количество стобалльников области принес 2013 год – 45! Часто появляются ребята, которые получают высший балл сразу по двум предметам. А вот результата в 300 или 400 баллов   (и такое случалось в некоторых регионах!) у нас за все время тестирований пока не было.

Безимени-1.jpg

ЕГЭ и пандемия

Важной страницей в истории про ЕГЭ стала пандемия: она буквально перевернула с ног на голову всю систему образования, ведь к полноценному дистанту никто не готовился. А тут пришлось уйти в онлайн, причем всем и одновременно. Четвертая четверть 2020-го прошла онлайн. ЕГЭ несколько раз переносили, нервы потрепали всем изрядно и в итоге разрешили вообще не сдавать: обычно тестирование по обязательным предметам – русский язык и математика – пишут все, чтобы получить аттестат, но из-за коронавируса это требование убрали и документ об окончании школы выдавали на основе текущих оценок. Экзамены по предметам по выбору пройти было можно (например, если планируете сразу идти в вуз) — и в итоге их сдавало 98 % калининградских школьников.
Организовать массовую сдачу ЕГЭ – а на самые популярные предметы приходят сотни детей – оказалось делом непростым. В день экзамена в каждом пункте ЕГЭ было по три входа, чтобы разбить поток детей. В кабинетах стояли обеззараживатели воздуха и кулеры с водой. На асфальте – разметка для со-
блюдения дистанции. Выпускников встречали медики с бесконтактными термометрами, с температурой отправляли домой. Маски и перчатки школьникам выдавали, но надевать их было необязательно (средства защиты требовались только для тех, кто проводил экзамен). Рассадили всех зигзагом с дистанцией 1,5 метра друг от друга.
Казалось бы, ситуация сложная и на высокие результаты никто не рассчитывал. Но они были: стобалльниками стали 40 человек, да и остальные выпускники показали отличные знания. 
В 2021 году для выпускников снова были послабления: для получения аттестата требовалось сдать только русский язык, без базовой математики. В 2022-м все вернулось к привычной схеме.

Скандалы

Не обошлось введение ЕГЭ без скандалов. К счастью, наш регион в них не фигурировал, но отголоски коснулись всех. 
Из крупных – происшествие в Ростовской области. В 2010 году там задержали несколько десятков педагогов, которые за деньги сдавали ЕГЭ от имени учеников. Похожие уголовные дела заводили тогда и в других регионах. 
А в мае 2013 года сенсацию произвели уже не педагоги, а школьники: одиннадцатиклассники, сдавшие экзамен первыми на Дальнем Востоке, выложили в интернет бланки с ответами. Из-за разницы в часовых поясах школьники в других регионах этим воспользовались — и высоких баллов в тот год было много. В Калининградской области, кстати, тогда наблюдалось рекордное количество стобалльников — 45 человек (ни до, ни после такой результат не повторялся), но ни один из результатов не был опровергнут (хотя в других областях результаты экзамена у некоторых учеников аннулировали). Этот инцидент, кстати, привел к тому, что для каждого часового пояса теперь свои варианты заданий. А правила стали жестче: например, в кабинетах по сдаче появились видеокамеры и стали глушить мобильники. 

Личный опыт директора

Наша газета в 2016 году писала о любопытном эксперименте: директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий собрался сдать ЕГЭ вместе с учениками. 
– Причин несколько, и каждая важна, – объяснил тогда свое решение наш собеседник. – Тема ЕГЭ обсуждается постоянно, некоторые противники тестирования до сих пор надеются на его отмену. Поскольку я часто выступаю их оппонентом, то решил разобраться не только в теории, но и на практике, что же это такое. Одно дело говорить ребятам, мол, это не так сложно, вы справитесь, не волнуйтесь. 
И совсем другое — пройти экзамен самому. 
Чтобы все было по-честному, Алексей Голубицкий сдавал новый для себя предмет — обществознание (по образованию директор школы географ). Начинал с нуля, готовился в свободное от работы время без репетиторов (только консультации вместе с учениками и интернет-ресурсы), в запасе  – полгода. 
И сдал на пятерку! А заодно Голубицкий разработал авторскую модель подготовки к ЕГЭ с разными современными методиками, которые его ученики сейчас успешно применяют.

08-голубицкий.jpg
Алексей Голубицкий по образованию географ, а сдавал обществознание

А что в 2023-м?

В этом году особых сюрпризов нет. Сдавать экзамены будут в три этапа: досрочный (с 20 марта по 19 апреля), основной (с 26 мая по 1 июля) и дополнительный (с 6 по 19 сентября). В следующем учебном году появится важное новшество: можно будет изменить ранее выбранный уровень ЕГЭ по математике даже за две недели до экзамена (сейчас определиться с предметами нужно до 1 февраля). И, возможно, результаты ЕГЭ по русскому языку перестанут учитывать при поступлении на инженерные специальности. 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3