08:00

Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

На прошлой неделе, 17 декабря, в Калининградской областной научной библиотеке прошел фестиваль «Литера – city. Город слов». 
– Его главная идея – представить книгу как культурный феномен, увлекательно поговорить о книжной культуре и правилах создания домашней библиотеки. Книги многогранны: это и артефакт сохранения памяти, и произведение искусства, а для кого-то и стимул изменения жизни. Литература меняется, но всегда остается актуальной, – сказала на открытии мероприятия директор областной библиотеки Елена Кошемчук.
Программа фестиваля, который состоялся благодаря грантовой поддержке министерства по культуре и туризму Калининградской области, была насыщенной: открытые лекции о книгах в искусстве и современных принципах книгоиздательства, мастер-классы по созданию собственной книги от калининградского художника и педагога Дмитрия Делизонаса и книжной реставрации от художника-реставратора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ольги Головлевой. 
Гости фестиваля побывали на выставке «Традиции иллюстрации детской книги 50–60-х годов» (0+) и книжной ярмарке, где могли приобрести продукцию издательств Калининградской области. Желающие поучаствовали в книгообмене и понаблюдали за поэтическим баттлом, а также посетили литературный кинотеатр, где на большом экране показывали российские фильмы по мотивам популярных книг. 


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Мастер-класс по реставрации книги от художника-реставратора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ольги Головлевой вызвал большой интерес

Как студенты «украли» Андрея Вознесенского


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского




Одним из главных событий дня стал цикл встреч с известными калининградцами: они рассказали об уникальных изданиях и о своих домашних библиотеках.


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Филолог, искусствовед, кандидат педагогических наук Лада Сыроватко:
– В моей семейной библиотеке около трех тысяч книг. Много альбомов по искусству привозила мама из Ленинграда, где она училась в консерватории. Есть и реликвии: томик Лермонтова, вымененный в голодные 1930-е годы за буханку хлеба; издания с автографами Юрия Германа и т. д. Продолжила пополнять коллекцию уже я: читаю с трех лет, в пять-шесть лет добралась до Шекспира — мало тогда что в нем понимала, но музыкальный строй речи, ритм привлекали, и, возможно, благодаря этому влиянию позже я стала писать стихи.
В родительском доме читали много, часто вслух — полчаса перед обедом (я читала бабушке, пока она готовила) и полчаса перед сном. Эту традицию я продолжила со своими детьми.
Сейчас на моих книжных полках русская и советская, европейская классика, редкие антикварные книги (одну из них – XVIII века – я нашла на свалке), издания по стиховедению и искусству, поэзия (переводы и оригиналы — читаю на французском, английском, итальянском и польском). Много книг, посвященных флоту: эта тема интересует меня давно (отец — штурман дальнего плавания в прошлом), и сейчас работаю над книгой по истории парусного флота. 
Отдельная полочка — детские книги с иллюстрациями (меня всегда учили, кроме автора, запоминать имя переводчика и иллюстратора). 
Из того, что сама читаю, перечитываю и советую — например, поэзия Евгения Баратынского и роман «Подросток» (12+) Федора Достоевского.


***************************************

Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Экскурсовод, филолог, краевед Татьяна Удовенко:
– Я научилась читать в четыре года, и мама подарила мне «Левшу» (0+) Николая Лескова - это одна из книг, которые бережно храню. После стала читать запоем и продолжаю: мне повезло — объем в 500–600 страниц могу одолеть за семь часов, так что литературы поглощаю много и в бумаге, и в цифре. 
Моя личная библиотека, а это около 2000 томов, начала формироваться еще бабушкой и дедушкой, продолжили родители, потом я (из поездок обязательно привожу новые издания) и дочка. На полках много книг с автографами: одна из самых дорогих — подаренная мамой с ее поздравлением с днем рождения, с подписью любимой писательницы Наринэ Абгарян и других авторов. 
У меня также есть книги калининградских писателей и поэтов, приключенческие романы, фантастика, нон-фикшн, детективы, книги и альбомы по искусству. 
Конечно, много всего на английском и немецком языках (по профессии я гид-переводчик) и краеведческой литературы — их даже не считаю. 
Любимых произведений много, особенно выделяю среди них «Крейсер его величества «Улисс» (6+) Алистер Маклин.


********************************


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Создатели музея «Altes Haus» и музея Калининграда советского периода «Дом китобоя» Александр и Наталья Быченко:
– У нас с женой есть общие книги из детства, которые есть в домашней библиотеке — например, «Муми-тролль и все-все-все» (6+) Туве Янссон. Она в СССР была в дефиците, и доставали ее по блату.
Я начал читать в пять лет с книги «Пятнадцатилетний капитан» (12+) Жюля Верна, по-этому потом мечтал о море. В школе был председателем совета пионерского отряда, и наша классная дала поручение привить любовь к книгам у троечников. Я организовал клуб любителей фантастики, принес из дома Снегова, Стругацких. Хулиганов оставляли после уроков – и я читал им вслух. Кстати, судьба у всех сложилась хорошо, поведение выправилось – возможно, и мы с книгами приложили к этому руку.
Другой случай «общественной работы» с книгами у меня был уже в армии. Служил я неподалеку от Нарьян-Мара — места там глухие, заняться нечем, а в увольнения не отпускали. Чтобы не умереть от скуки, я решил создать библиотеку, а обосновал это тем, что книги будут повышать патриотизм и культурно образовывать личный состав. Ходил за ними в ближайшее село за несколько километров, набирал целый чемодан: так мы в армии прочитали Стивенсона, Купера, Горького, Чехова. 
Есть в нашей библиотеке дома и чисто калининградские книги: «Штурм Кенигсберга» (12+), «Вилла Эдит» (12+) Марка Баринова и «Секретный фарватер» (12+) Леонида Платова – в моем детстве эти три произведения должен был прочитать каждый пацан, иначе как же искать сокровища и клады в подземельях Кёнигсберга?!


********************************************

Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Поэт, победительница международных поэтических конкурсов Аполлинария Зуева:
– У нас в семье была большая библиотека, которую собирали бабушка (ей книги перешли от предков как дворянское наследие) и дедушка (он был из крестьян, краснодеревщик, но увлеченный книгочей). Увы, в 1937 году библиотеку конфисковали, и она исчезла.
Формировать новую домашнюю книжную коллецию начала уже мама — и сейчас на моих полках в том числе и ее любимые произведения. Например, «Божественная комедия» (12+) Данте Алигьери (аналог той, что была в конфискованной библиотеке, с иллюстрациями Гюстава Доре в переводе Ольги Чюминой); стихи Пушкина (она знала его наизусть). Среди книг можно найти любимое детское произведение Юрия Олеши «Три толстяка» (0+), Гофмана, большую подборку калининградских поэтов (Игоря Белова, Сергея Михайлова и других).
Интересная история у меня связана с томиком Андрея Вознесенского с его автографом. Поэт дважды бывал в нашем городе. И в первый визит мы, сумасшедшие студенты, выкрали его с творческой встречи! Отвезли ко мне домой: поэт всю ночь читал свои стихи нам, а мы – его стихи ему. Конечно, все брали автографы, а я не стала. И, когда провожала поэта до гостиницы, он спросил, почему. Так нагло ответить можно только в юности, я сказала: «Если человек хочет, он дарит книгу!» Через месяц мне пришел экземпляр от Вознесенского с дарственной надписью. 
А спустя двадцать лет на другом его концерте, когда поэт уже был смертельно болен, я открывала творческий вечер этой историей. Тогда прямо на сцене Андрей Вознесенкий посвятил мне стихотворение «Северная магнолия» – и впервые оно вышло к читателям в газете «Калининградская правда» еще до того, как появилось в открытой печати.


*****************************************


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Председатель Калининградского отделения Российского философского общества Валентин Балановский:
– Любовь к чтению прививали родители. В детстве вообще легко читать: улавливаешь главную мысль – и все. В старших классах увлекали мифы, в том числе русский эпос, былины. Позже появились труды Канта — и сейчас они занимают заметное место на моих полках. Всего же в личной библиотеке 2–3 тысячи томов, и там есть все: от школьных учебников (родители — физики) до художественной литературы, научной, подписных и прикладных изданий.


**********************************


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак:
– В моей библиотеке много книг о футболе, в том числе легенды советского футбола Никиты Симоняна «Футбол – только ли игра?» (6+). И с ней связана история. Футбол люблю с детства — занимался им и знал об этом в иде спорта все. Книгу Симоняна, одну из любимых, зачитал так, что она рассыпалась в руках! Тогда я бережно собрал страницы, склеил и продолжил изучать, хотя знал наизусть. Но при переезде из Казахстана в Калининград потерял свою реликвию... 
Много лет вспоминал об утрате, продолжал цитировать и как-то рассказал о любимом произведении жене. Она, в тайне от меня, решила ее найти. Познакомилась с клубами болельщиков «Спартака», добыла такое же издание, как было у меня, да еще и с автографом автора! 
Сейчас же библиотека пополняется в основном за счет подарков: сам считаю книгу лучшим презентом, мои друзья и коллеги – тоже. Так что в ней много разного: художественная, научно-популярная литература. 
Сохранились и книги моего детства — их сразу можно узнать по «авторским отпечаткам». На школьных каникулах я, пока не спадет жара, часами просиживал за чтением – набирал холодной воды из-под крана, ставил вазочку любимых конфет и наслаждался. Так что на некоторых страницах уголки до сих пор с шоколадными пятнами от пальцев.
Есть на моей полке и книги калининградских авторов. У нас работает несколько издательских программ, финансирование на них будем увеличивать и готовить в нашей области специалистов для издательского дела. 


*******************************


Как студенты «украли» Андрея Вознесенского

Заместитель генерального директора сети «Спар-Калининград» Алексей Елаев:
– У меня дома не так много книг: современные квартиры не приспособлены для того, чтобы их хранить. В основном они по истории государственности (от древних времен до современности), юридическая литература, много профессиональных журналов, художественной литературы. 
Есть в коллекции, например, «Опасные советские вещи» (12+) Александры Архиповой и Анны Кирзюк – про страшилки и городские легенды советских времен. Вообще, советую почитать серию «Культура повседневности» (12+) от издательства «Новое литературное обозрение» – там есть книги про разные интересные моменты прошлого, оставшиеся в культуре. 
На полке – книга научного популяризатора Аси Казанцевой «Мозг материален» (16+) с автографом автора. И серия про Гарри Поттера, которую прочел с огромным удовольствием. Люблю перечитывать Булгакова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Две любимые книги — это «Двенадцать стульев» (12+) Ильфа и Петрова (моя первая самостоятельная покупка в 13 лет) и «Американская трагедия» (16+) Теодора Драйзера (первая толстая художественная книга, которую прочитал). Но, признаюсь, многие книги в моей библиотеке или не дочитаны, или я вообще еще к ним не подобрался. Надеюсь, когда-нибудь появится время. 


Выбор редакции