– Его главная идея – представить книгу как культурный феномен, увлекательно поговорить о книжной культуре и правилах создания домашней библиотеки. Книги многогранны: это и артефакт сохранения памяти, и произведение искусства, а для кого-то и стимул изменения жизни. Литература меняется, но всегда остается актуальной, – сказала на открытии мероприятия директор областной библиотеки Елена Кошемчук.
Программа фестиваля, который состоялся благодаря грантовой поддержке министерства по культуре и туризму Калининградской области, была насыщенной: открытые лекции о книгах в искусстве и современных принципах книгоиздательства, мастер-классы по созданию собственной книги от калининградского художника и педагога Дмитрия Делизонаса и книжной реставрации от художника-реставратора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ольги Головлевой.
Гости фестиваля побывали на выставке «Традиции иллюстрации детской книги 50–60-х годов» (0+) и книжной ярмарке, где могли приобрести продукцию издательств Калининградской области. Желающие поучаствовали в книгообмене и понаблюдали за поэтическим баттлом, а также посетили литературный кинотеатр, где на большом экране показывали российские фильмы по мотивам популярных книг.
Мастер-класс по реставрации книги от художника-реставратора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ольги Головлевой вызвал большой интерес
Одним из главных событий дня стал цикл встреч с известными калининградцами: они рассказали об уникальных изданиях и о своих домашних библиотеках.
Филолог, искусствовед, кандидат педагогических наук Лада Сыроватко:
– В моей семейной библиотеке около трех тысяч книг. Много альбомов по искусству привозила мама из Ленинграда, где она училась в консерватории. Есть и реликвии: томик Лермонтова, вымененный в голодные 1930-е годы за буханку хлеба; издания с автографами Юрия Германа и т. д. Продолжила пополнять коллекцию уже я: читаю с трех лет, в пять-шесть лет добралась до Шекспира — мало тогда что в нем понимала, но музыкальный строй речи, ритм привлекали, и, возможно, благодаря этому влиянию позже я стала писать стихи.
В родительском доме читали много, часто вслух — полчаса перед обедом (я читала бабушке, пока она готовила) и полчаса перед сном. Эту традицию я продолжила со своими детьми.
Сейчас на моих книжных полках русская и советская, европейская классика, редкие антикварные книги (одну из них – XVIII века – я нашла на свалке), издания по стиховедению и искусству, поэзия (переводы и оригиналы — читаю на французском, английском, итальянском и польском). Много книг, посвященных флоту: эта тема интересует меня давно (отец — штурман дальнего плавания в прошлом), и сейчас работаю над книгой по истории парусного флота.
Отдельная полочка — детские книги с иллюстрациями (меня всегда учили, кроме автора, запоминать имя переводчика и иллюстратора).
Из того, что сама читаю, перечитываю и советую — например, поэзия Евгения Баратынского и роман «Подросток» (12+) Федора Достоевского.
***************************************
Экскурсовод, филолог, краевед Татьяна Удовенко:
– Я научилась читать в четыре года, и мама подарила мне «Левшу» (0+) Николая Лескова - это одна из книг, которые бережно храню. После стала читать запоем и продолжаю: мне повезло — объем в 500–600 страниц могу одолеть за семь часов, так что литературы поглощаю много и в бумаге, и в цифре.
Моя личная библиотека, а это около 2000 томов, начала формироваться еще бабушкой и дедушкой, продолжили родители, потом я (из поездок обязательно привожу новые издания) и дочка. На полках много книг с автографами: одна из самых дорогих — подаренная мамой с ее поздравлением с днем рождения, с подписью любимой писательницы Наринэ Абгарян и других авторов.
У меня также есть книги калининградских писателей и поэтов, приключенческие романы, фантастика, нон-фикшн, детективы, книги и альбомы по искусству.
Конечно, много всего на английском и немецком языках (по профессии я гид-переводчик) и краеведческой литературы — их даже не считаю.
Любимых произведений много, особенно выделяю среди них «Крейсер его величества «Улисс» (6+) Алистер Маклин.
********************************
Создатели музея «Altes Haus» и музея Калининграда советского периода «Дом китобоя» Александр и Наталья Быченко:
– У нас с женой есть общие книги из детства, которые есть в домашней библиотеке — например, «Муми-тролль и все-все-все» (6+) Туве Янссон. Она в СССР была в дефиците, и доставали ее по блату.
Я начал читать в пять лет с книги «Пятнадцатилетний капитан» (12+) Жюля Верна, по-этому потом мечтал о море. В школе был председателем совета пионерского отряда, и наша классная дала поручение привить любовь к книгам у троечников. Я организовал клуб любителей фантастики, принес из дома Снегова, Стругацких. Хулиганов оставляли после уроков – и я читал им вслух. Кстати, судьба у всех сложилась хорошо, поведение выправилось – возможно, и мы с книгами приложили к этому руку.
Другой случай «общественной работы» с книгами у меня был уже в армии. Служил я неподалеку от Нарьян-Мара — места там глухие, заняться нечем, а в увольнения не отпускали. Чтобы не умереть от скуки, я решил создать библиотеку, а обосновал это тем, что книги будут повышать патриотизм и культурно образовывать личный состав. Ходил за ними в ближайшее село за несколько километров, набирал целый чемодан: так мы в армии прочитали Стивенсона, Купера, Горького, Чехова.
Есть в нашей библиотеке дома и чисто калининградские книги: «Штурм Кенигсберга» (12+), «Вилла Эдит» (12+) Марка Баринова и «Секретный фарватер» (12+) Леонида Платова – в моем детстве эти три произведения должен был прочитать каждый пацан, иначе как же искать сокровища и клады в подземельях Кёнигсберга?!
********************************************
Поэт, победительница международных поэтических конкурсов Аполлинария Зуева:
– У нас в семье была большая библиотека, которую собирали бабушка (ей книги перешли от предков как дворянское наследие) и дедушка (он был из крестьян, краснодеревщик, но увлеченный книгочей). Увы, в 1937 году библиотеку конфисковали, и она исчезла.
Формировать новую домашнюю книжную коллецию начала уже мама — и сейчас на моих полках в том числе и ее любимые произведения. Например, «Божественная комедия» (12+) Данте Алигьери (аналог той, что была в конфискованной библиотеке, с иллюстрациями Гюстава Доре в переводе Ольги Чюминой); стихи Пушкина (она знала его наизусть). Среди книг можно найти любимое детское произведение Юрия Олеши «Три толстяка» (0+), Гофмана, большую подборку калининградских поэтов (Игоря Белова, Сергея Михайлова и других).
Интересная история у меня связана с томиком Андрея Вознесенского с его автографом. Поэт дважды бывал в нашем городе. И в первый визит мы, сумасшедшие студенты, выкрали его с творческой встречи! Отвезли ко мне домой: поэт всю ночь читал свои стихи нам, а мы – его стихи ему. Конечно, все брали автографы, а я не стала. И, когда провожала поэта до гостиницы, он спросил, почему. Так нагло ответить можно только в юности, я сказала: «Если человек хочет, он дарит книгу!» Через месяц мне пришел экземпляр от Вознесенского с дарственной надписью.
А спустя двадцать лет на другом его концерте, когда поэт уже был смертельно болен, я открывала творческий вечер этой историей. Тогда прямо на сцене Андрей Вознесенкий посвятил мне стихотворение «Северная магнолия» – и впервые оно вышло к читателям в газете «Калининградская правда» еще до того, как появилось в открытой печати.
*****************************************
Председатель Калининградского отделения Российского философского общества Валентин Балановский:
– Любовь к чтению прививали родители. В детстве вообще легко читать: улавливаешь главную мысль – и все. В старших классах увлекали мифы, в том числе русский эпос, былины. Позже появились труды Канта — и сейчас они занимают заметное место на моих полках. Всего же в личной библиотеке 2–3 тысячи томов, и там есть все: от школьных учебников (родители — физики) до художественной литературы, научной, подписных и прикладных изданий.
**********************************
Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак:
– В моей библиотеке много книг о футболе, в том числе легенды советского футбола Никиты Симоняна «Футбол – только ли игра?» (6+). И с ней связана история. Футбол люблю с детства — занимался им и знал об этом в иде спорта все. Книгу Симоняна, одну из любимых, зачитал так, что она рассыпалась в руках! Тогда я бережно собрал страницы, склеил и продолжил изучать, хотя знал наизусть. Но при переезде из Казахстана в Калининград потерял свою реликвию...
Много лет вспоминал об утрате, продолжал цитировать и как-то рассказал о любимом произведении жене. Она, в тайне от меня, решила ее найти. Познакомилась с клубами болельщиков «Спартака», добыла такое же издание, как было у меня, да еще и с автографом автора!
Сейчас же библиотека пополняется в основном за счет подарков: сам считаю книгу лучшим презентом, мои друзья и коллеги – тоже. Так что в ней много разного: художественная, научно-популярная литература.
Сохранились и книги моего детства — их сразу можно узнать по «авторским отпечаткам». На школьных каникулах я, пока не спадет жара, часами просиживал за чтением – набирал холодной воды из-под крана, ставил вазочку любимых конфет и наслаждался. Так что на некоторых страницах уголки до сих пор с шоколадными пятнами от пальцев.
Есть на моей полке и книги калининградских авторов. У нас работает несколько издательских программ, финансирование на них будем увеличивать и готовить в нашей области специалистов для издательского дела.
*******************************
Заместитель генерального директора сети «Спар-Калининград» Алексей Елаев:
– У меня дома не так много книг: современные квартиры не приспособлены для того, чтобы их хранить. В основном они по истории государственности (от древних времен до современности), юридическая литература, много профессиональных журналов, художественной литературы.
Есть в коллекции, например, «Опасные советские вещи» (12+) Александры Архиповой и Анны Кирзюк – про страшилки и городские легенды советских времен. Вообще, советую почитать серию «Культура повседневности» (12+) от издательства «Новое литературное обозрение» – там есть книги про разные интересные моменты прошлого, оставшиеся в культуре.
На полке – книга научного популяризатора Аси Казанцевой «Мозг материален» (16+) с автографом автора. И серия про Гарри Поттера, которую прочел с огромным удовольствием. Люблю перечитывать Булгакова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Две любимые книги — это «Двенадцать стульев» (12+) Ильфа и Петрова (моя первая самостоятельная покупка в 13 лет) и «Американская трагедия» (16+) Теодора Драйзера (первая толстая художественная книга, которую прочитал). Но, признаюсь, многие книги в моей библиотеке или не дочитаны, или я вообще еще к ним не подобрался. Надеюсь, когда-нибудь появится время.