или Зарегистрироваться
Общество
1416
0
26 ноября 2021

Валерий Гроховский: «Почему политики за нас решают, как нам жить?»

Известный музыкант выступил в Калининграде
Достаточно услышать, как этот музыкант играет джаз, чтобы понять – его репутация как одного из самых ярких мировых исполнителей вполне оправданна. 
XVIII Международный музыкальный фестиваль «Джаз в филармонии» (12+) открылся традиционно блистательным концертом инструменталиста и композитора Валерия Гроховского, который состоялся при поддержке программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Корреспондент «Страны Калининград» пообщался со знаменитостью. 

- Валерий Александрович, правда, что джаз вошел в вашу жизнь после того, как вы в 14 лет услышали сольный концерт пианиста Арта Тейтума? 
– Джаз вошел в мою жизнь гораздо раньше. Я родился в музыкальной семье. Папа был композитором, музыкантом и режиссером. Старший брат окончил институт как пианист. Джаз звучал в доме постоянно. Папа любил слушать «Голос Америки». И вот, когда мне было 14, я действительно услышал концерт Арта Тейтума на этой радиостанции. И обалдел. Я просто не представлял себе, что возможно так играть на ро-яле. Тогда и понял – джаз от моей жизни не отделим. 

- Папа приветствовал это ваше увлечение?
–Нет. «Нечего болтанку эту играть, –говорил он мне, – давай Гайдна». Когда я поступал в Гнесинское училище, у меня был выбор: пойти на только открывшееся эстрадное отделение или заниматься классической музыкой. Я выбрал классику и ни разу не пожалел. 

- В семидесятых молодежь сходила с ума от «Битлз» и музыки легендарных рок-групп. Вас это поветрие не обошло стороной?
 – Я попал в водоворот этой любви! Молодой человек моей старшей сестры принес бобину с песнями «Битлз». Это было такое потрясение, я и по сей день слушаю музыку своей юности – и «Битлз», и « Дип Пёрпл» – для меня это космос. 

Назад в коммуналку  

- Ухудшение российско–американских отношений сказывается на взаимоотношениях музыкантов?
– Сказывается прежде всего на контактах. Музыканты нередко лишены возможности встречаться, музицировать. Почему политики за нас решают, как нам жить? Это противостояние миру с постоянным повторением слова «патриотизм» обескураживает. Как сказал Жванецкий, «патриотизм – это хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других». Но вопреки всему этому у нас в стране по-прежнему существует культ искусства. Концертные залы не пустуют – хоть и в масках, и с куар-кодами, но все-таки приходят. 

- Известная фраза «Блюз - это когда хорошему человеку плохо». А как продолжить «Джаз – это…»?
– Джаз такой сложносочиненный, что дать ему емкое определение непросто. Это индивидуальный вклад музыканта, осмысление материала, умение аранжировать, шутить, знать разную стилистику. Джазмен должен быть всесторонне развит, иначе попадешь в тупик. В качестве иллюстрации такой пример. Одна моя знакомая написала рассказ о своей первой любви. Это было замечательно, и мы прочили ей блестящее будущее. Но потом она написала еще несколько рассказов, и стало понятно, что, кроме самоцитирования, она ни на что не способна. Так вот, для музыканта, играющего джаз, самоцитирование невозможно, он каждый раз должен быть не-ожиданным и новым. Иначе игра просто не стоит свеч. 

- Многим памятно «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Джаз в нашей стране был некогда музыкой опальной, а значит, протестной. Позже эту опально-протестную нишу занял рок. На сегодняшний день, по-вашему, есть такой жанр?
– Сейчас такого революционного жанра не вижу. В России о подобном вообще сложно говорить, потому что российская эстрада – копирование западных образцов, и она всегда вторична. 

– В Америке возможна ситу-ация, чтобы персонаж типа Бузовой играл в центровой театральной труппе?
 – Не думаю, что это возможно, поскольку у продюсера, который раскрутил бы такой проект, были бы большие репутационные, а затем и финансовые потери. А у нас, к сожалению, успех часто легковесен – выругался нецензурно на сцене, вот ты хоть и однодневная, но знаменитость, о которой кричат из каждого утюга. Тому же Моргенштерну делают рекламу его бесконечным обсуждением. Даже когда порицают, это тоже реклама. Мы возвращаемся к временам коммуналок, когда все собираются на кухне и часами пересказывают всяческие гадости. 

Студенты без классики

 - Как вы оцениваете образовательную подготовку ваших студентов? 
– Главная проблема в том, что нередко студенты, играющие джаз, не приучены играть классику, воспринимая ее как «отстойную» и устаревшую. При том, что джазовый исполнитель, который не играет классическую музыку, профессионально не состоятелен и не способен раскрыть себя. Иногда доходит до абсурда, когда некоторые студенты великой балериной считают… Волочкову, а кто такая Майя Плисецкая, понятия не имеют. А если попросить их перечислить оперы Чайковского, не назовут ни одной. При этом Гнесинка дает людям понять, что, кроме нот, есть еще иная жизнь. Я как декан хочу, чтобы на моих студентах была бирка самодостаточности: чтобы они читали, изучали языки. 

- Музыкантам от известности и успеха часто сносит крышу. Джазмены этим страдают?
 – Дух соперничества существует, а ощущение успеха и самодостаточности подпитывает и окрыляет. Но вопрос репутации остается ключевым. 


18-Grohovskiy.jpg
В. Гроховский: «Джазмен должен быть всесторонне развит, иначе попадешь в тупик»
(фото предоставлено Калининградской областной филармонией)


Справка «СК»
Валерий Гроховский родился в 1960 году. Окончил музыкальную школу при Московском музыкальном училище имени Гнесиных, затем поступил и окончил училище, позже – Институт имени Гнесиных по классу фортепиано. С 1991 года – профессор по классу фортепиано Техасского университета в Сан-Антонио (США). Пианист и композитор, выступает как с классическим репертуаром, так и с джазовыми импровизациями на концертных площадках Европы, США и России. Декан РАМ им. Гнесиных.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1