или Зарегистрироваться
Общество
418
0
14 октября 2021

Инклюзивный театр: из состояния выживания к развитию

Сцена, по мнению специалистов, играет лечебную роль для особенных людей 
В Калининграде прошел форум «Инклюзивный театр в России: практика и перспективы». Его участниками стали специалисты, организации, педагоги и центры, которые работают с инвалидами, а также студенты профильных направлений. 

Закрытая территория

Доступная среда для людей с ментальными нарушениями – ключевой вопрос. 
Что такое доступная среда в сегодняшнем театре, как формируется отношение к зрителям-инвалидам и что этому способствует? Как работать инклюзивным коллективам и перейти из состояния «выживание» в состояние «развитие»? – ответы на эти вопросы искали эксперты в течение трех дней форума. 
Как считает руководитель Калининградской областной детско-молодежной общественной организации инвалидов «Мария» Зоя Кочеткова, наш город в плане решения этих проблем – «впереди планеты всей». Сказываются близость Европы и возможность (так было в доковидный период. – Прим. авт.) заимствовать конструктивный опыт. 
Свою роль сыграл и появившийся в Калининграде в 2018 году проект Евросоюза INKuLtur. Он был создан, чтобы привлечь внимание к участию людей с инвалидностью в культурной жизни и повысить доступность учреждений культуры. Благодаря проекту состоялась поездка сотрудников калининградских театров и музеев в Псков, где немецкие специалисты проводили мастер-классы по работе с людьми с ментальными нарушениями. 
– Между тем театры в России для людей с ментальными нарушениями – практически закрытая по сей день территория, – считает исполнительный директор Ассоциации деятелей инклюзивного искусства Варвара Коровина. 
Одна из причин, по ее мнению, в том, что профессионалы взялись за дело лишь в 2017 году. Именно тогда лауреат «Золотой маски» режиссер Борис Павлович поставил первый в России инклюзивный мюзикл «Жаль, что тебя здесь нет» (12+) на Новой сцене Александринского театра. Мюзикл органически продолжил то дело, которое Павлович начал в 2017 году с Фондом Alma mater и студентами фонда «Антон тут рядом» — людьми с аутическими расстройствами. Но, по мнению Варвары Коровиной, многие хорошие начинания разбиваются о зависимость большинства отечественных театров от государства. В отличие от европейских театров, где действует не централизованная, а значит, не громоздкая система грантов. 

«Мы теперь ваши!»

Тем приятнее констатировать, что преодолеть эту инертность удалось Зое Кочетковой. Началось все в 2001 году, когда руководитель «Марии» проходила обучение в Эльблонге и там впервые попала на фестиваль инклюзивных театров. Фестиваль был международный, но участников из России не было. Впечатление оказалось столь сильным, что спустя три года при общественной организации открылась театральная студия. Актеры – подопечные «Марии» с обоймой ментальных и психических нарушений. 
В 2006 году коллектив на фестивале в Польше получил Гран-при за первую постановку «Данко» (12+), в дальнейшем давшую название студии. Сегодня в ее репертуаре уже 15 спектаклей и не один десяток наград.
– Для наших ребят игра в театре – прежде всего арт-терапия, – говорит Зоя Кочеткова, – в процессе подготовки к спектаклю мы делаем специальные упражнения, проводим музыкальные занятия.
Хотели показать постановку на родной калининградской сцене, но долгое время желание было неосуществимым. Пока в 2018 году Зоя Кочеткова не предложила художественному руководителю областного театра Михаилу Андрееву поставить совместный спектакль. А поскольку актеры не без опаски воспринимали подопечных «Марии», предложила: «Давайте мы покажем вам наш спектакль «Золушка» (6+), и вы многое о нас поймете!» 
Когда показ начался, вспоминает Зоя Кочеткова, актеры вальяжно сидели в зале. Ближе к финалу все выпрямились, у актрис были слезы на глазах. А потом овации. После чего Михаил Андреев сказал: «Все! Мы теперь ваши!» И вскоре случился совместный музыкально-пластический спектакль «Стиляги» (12+).

Волшебная сила искусства 

В этой истории волшебная сила искусства не фигура речи, а реалия. Одна из участниц студии – девочка Люся, у которой серьезные психические нарушения и эпилепсия – до сорока приступов в сутки. После окончания спектакля может упасть за кулисами, но на сцене – никогда. Аналогичная ситуация с парнем, играющим в «Стилягах» (12+) одну из ключевых ролей. Мало того, что он настолько убедителен в образе, что непосвященные принимают его за актера драмтеатра, так еще играет на саксофоне. 
– При этом у парня аутизм, при любом непродуманном слове он может начать плакать. Но только не на сцене, – рассказывает Зоя Кочеткова. – Вообще уже три года никто из воспитанников студии не попадал в клинику. И на сцене они совсем другие люди. По-другому смотрят, двигаются, у них горят глаза…
Аналогичные вещи рассказывает руководитель московского театра неслышащих актеров «Недослов» Сергей Бидный. Между тем особых поводов для оптимизма он не усматривает.
– Государство практически не помогает, не зная, что с нами делать, – говорит Сергей.
В его труппе 34 человека, все выпускники Российской академии театрального искусства. В репертуаре 12 спектаклей – от мировой классики до современной драматургии. Сейчас идет работа над «Снегурочкой» (12+) Островского. Я посмотрела в интернете работы этого театра и могу подтвердить – это сильно. Но, сетует Сергей, все обращения к театрам на предмет выступления на их сценах остаются без ответа. 
– А ведь глухой человек исправно платит налоги, – резонно замечает режиссер, – и имеет такие же права, как и здоровый. 
В общем, как единодушно считают мои собеседники, главная надежда – не столько на государство (кстати, ни один представитель регионального минкульта на форуме не отметился, хотя было приглашение), сколько на активное экспертное сообщество – специалистов, имеющих опыт работы с людьми с особенностями развития. Хотя когда работала над материалом, подоспела новость: в декабре в Калининграде пройдет международный театральный фестиваль «Башня». Если все удастся, заверяют организаторы, в конкурсной программе будет участвовать и инклюзивная постановка. Может, лед тронулся?

00-0E1A0069-ь.jpg
В спектакле «Стиляги» (12+) на сцене областного драматического театра играли взрослые воспитанники с ментальными нарушениями из театральной студии «Данко» и профессиональные актеры 

Справка «СК»
По данным проведенного в 2019 году исследования «Левада-центра», проблемы людей с ограниченными возможностями напрямую касаются каждой пятой российской семьи, 3 % имеют ребенка-инвалида, 13 % – взрослого. В Калининградской области сегодня чуть больше 3 900 детей-инвалидов. Преобладает в этой статистике доля детей с ментальными нарушениями.

фото предоставлено студией «Данко»

поделиться
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

35957
опрос 13 октября 2021

Что может вас стимулировать сделать прививку от коронавируса?

3